В мире по-прежнему бушует пандемия коронавирусной инфекции. Заканчивается август, а во многих странах сохраняются ограничения, введенные для снижения заболеваемости населения коварным COVID‑19. Несмотря на это, жизнь потихоньку возвращается в прежнее русло. С 1 августа возобновляется международное авиасообщение между Россией и рядом стран Европы и Азии. В недалеком будущем, возможно, начнут прием туристов и многочисленные зарубежные курорты. Но наша жизнь теперь вряд ли станет прежней. Те перемены, которые уже произошли и произойдут в будущем, коснутся каждого из нас. К примеру, вряд ли стоит ждать скорого возобновления популярных морских круизов. Трудно представить, как туристы из разных стран в обозримой перспективе смогут путешествовать по миру на одном корабле, как это было совсем недавно. Как говорится, поживем – увидим. А сегодня мы предлагаем нашим читателям путевые зарисовки участницы одного из последних круизов, состоявшихся в тот момент, когда пандемия только набирала силу. Как он проходил и чем запомнился? Читайте в материале нашей землячки.

Вы знаете, чего я сейчас боюсь? Заболеть круизной зависимостью! А вдруг это гораздо серьезнее, чем кажется? Круизы вызывают привыкание! После длительных плаваний по морским просторам с посещением мировых достопримечательностей, как правило, у многих людей меняются и мировоззрение, и приоритеты в жизни. Уже не хочется тратить деньги на всякие обновки. Какая разница, сколько лет твоим туфлям и шубе. И новый айфон уже неинтересен, так как он стоит как круиз на двоих на неделю, а если поискать, то и на две! Сумки покупаешь с сантиметром. А вот потратиться на изучение иностранных языков, хотя бы на базовом уровне, стоит.
Мы с мужем не в самое простое время решились на месячный круиз из Индии до Венеции. До этого побывали в 4 круизах. Пятый стал и самым интересным, и волнующим по выбросу адреналина и эмоциям.
Он проходил в разгар пандемии коронавируса. Так случилось, что, не подозревая ничего плохого и получив полное оптимизма стопроцентное уверение нашего туроператора, мы в конце февраля решились на очередной круиз. Маршрут выбрали экзотический и витиеватый. 26 февраля выехали поездом в Новосибирск, чтобы оттуда вылететь через Дубай в Мумбаи.

В АБУ-ДАБИ – С КОМФОРТОМ

К слову сказать, в пути не встретили ни одного человека в масках. Самолет до Дубая был битком набит семьями с маленькими детьми, большинство ехали в ОАЭ отдыхать – в эту удивительную страну, где за 50 лет не только пересели с верблюдов на джипы, но и значительно вырос уровень жизни каждого гражданина. Быстрее, выше, сильнее – это про Абу-Даби и Дубай. Хоть все вокруг там новодел, но зато все самое-самое-самое! Например, башня Бурдж Халиф самая высокая в мире (872 м). Самая большая в мире мечеть в Абу-Даби с самым большим домотканым вручную ковром. А 7-звездочные отели, золотые скульптуры и кольцо весом 58,7 кг. Страна современных чудес! Но мы уже бывали в Дубае, поэтому полетели Эмиратскими авиалиниями в Мумбаи. И даже самолет был роскошный и современный – с необычными для нас удобствами в виде различных приборов, красавицами стюардессами в чадрах. И что удивительно, нас с Сергеем единственных на борту сфотографировали для истории раритетным «Полароидом».

В ГОСТИНИЦУ – С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ

Сравнение индийских и российских аэропортов не в нашу пользу. Аэропорт Мумбаи – это огромный, современно оснащенный, стильный, дизайнерски продуманный транспортный узел, где вас встречает огромный водопад, а между терминалами ходят скоростные электропоезда. Но больше всего нас влюбило в этот авиадворец человеческое отношение и понимание со стороны персонала. По прилете у нас возник немаловажный вопрос: как добраться до гостиницы, которую мы специально забронировали в районе знаменитого ж/д вокзала «Виктория», построенного еще во времена британской колонизации, чтобы через день без проблем добраться до нашего круизного лайнера под названием «Costa Victoria». Мы вспомнили, что мир не без добрых людей, и что язык до Киева доведет, а уж тем более английский, которым мы владеем. Выйдя из аэропорта и обратившись к первому попавшемуся индусу, мы не прогадали. Случайный попутчик повел нас к пункту заказа такси. Заказ обошелся нам всего в 600 рупий: дешевле, чем мы ожидали (готовы были отдать 2000 рупий (1 рупия = 1 рубль). И мы поехали! В машине, напоминавшей «Запорожец», без кондиционера в 30-градусную жару. Долго ехали вдоль немыслимых трущоб, тянувшихся километров 10. Поездка на автомобиле по индийским дорогам – это еще то приключение! Авто, начиная от шикарных лимузинов и заканчивая моторикшами и мопедами, двигались без всяких правил, все высовывали руки, орали друг на друга, двигались хаотически и урывками, параллельно с нами ехали странного вида автобусы с открытыми окнами и дверями, из которых высовывались руки, ноги, головы, в этом потоке все дудели и сигналили. Наш водитель ловко лавировал в транспортном коллапсе. Как он это делал, уму непостижимо. В этом немыслимом хаосе водитель такси даже без навигатора нашел нашу гостиницу. Индия – страна контрастов: перед нами возник ярко подсвеченный нереально красивый ж/д вокзал «Виктория».

БЛЕСК И НИЩЕТА РЯДОМ

Наше такси остановилось на боковой улочке, ужасно грязной и кривой, у 4-хэтажного дома с разрушенным крыльцом и с покосившейся вывеской «Modern». Неподалеку стояла корова и жевала цветы в вазоне. Кругом крошечные лавчонки с мелкими услугами типа продажи овощей, скобяных изделий, обуви и промтоваров. Мы с трудом поднялись на кособокое крыльцо и вошли внутрь. И — о, чудо! — гостиница оказалась с хорошим дизайном. Нам дали ключи от номера, который тоже был вполне комфортабельным и чистым, как на фотографиях в интернете. Мы хорошо выспались, и утром нам на красивом подносе принесли вкусный остропряный омлет с ароматным кофе. Мы открыли жалюзи – окно упиралось в руины соседнего дома. И это в самом центре Мумбаи! Поистине, блеск и нищета в одном флаконе.

МУМБАИ ВО ВСЕЙ КРАСЕ

В Мумбаи провели всего один день, т. к. к вечеру нам надо было попасть на корабль. Поэтому, надев рюкзаки, кстати, не очень тяжелые (мы ж туристы!), без промедления двинулись пешком открывать неизвестный нам город. Выйдя из гостиницы, сразу шагнули в разноцветный, разноголосый, пряно пахнущий мир огромного восточного города. Чего только там не было: и заточка инструментов, и выжимальщики соков, и выпечка пончиков, а рядом шла бойкая торговля овощами и разной мелочовкой. Все ремесла здесь смешались в грохоте проезжающего транспорта. И как в Индии без коров! Они гадили на тротуар прям нам под ноги, а рядом бегали грязные, очень худенькие дети, которые таскали котелки с какой-то бурдой. Несмотря на все это, люди улыбались и отлично себя чувствовали. На нашу белую кожу смотрели как на диво, и даже показывали на нас пальцами. Наконец, мы выбрались на центральную улицу. Подойдя к по-европейски одетым мужчинам, я спросила, как пройти к ж/д вокзалу. Индусы стали показывать в разные стороны и галдеть. Сориентировавшись по большинству, мы пошли влево и быстро вышли на привокзальную площадь. Днем вокзал «Виктория» показался нам не таким красивым, как с ночной подсветкой, но не посетить это историческое место мы не могли. А потом направились к другой достопримечательности – «Воротам Индии». Именно из этих ворот английские колонизаторы покидали эту богатую страну в 1947 году. Тащились мы 3 км до «Ворот» часа 2, но зато каких! Чего мы только не насмотрелись: и великолепной керамики, и стройматериалов, которых раньше не видывали, и постельного белья. Но особо зацепил нас магазин элитных сувениров и лавка древностей.
После того как мы вдоволь нафотографировались с колоритно одетым местным населением, нам снова повезло, что к нам подошел индус и предложил всего за 30 долларов 5-часовую обзорную экскурсию по Мумбаи. Мы согласились, тем более что после нее наш шофер, весь с головы до ног обвешанный золотом индус, обещал доставить нас в порт на корабль. Лучшего и пожелать было невозможно! Вот уж тут блеск и нищета, роскошь и убожество, современные технологии и полное их отсутствие, небоскребы миллионеров и картонные дома в трущобах бедняков и отверженных слоев населения предстали перед нами во всей красе. Роскошная набережная с яхтами и кораблями на рейде, а напротив убогая рыбацкая деревня, пропахшая рыбой и гниющими отбросами, с утлыми лодчонками и рваными коробками для жилья. Район зажиточных обитателей Мумбаи с великолепными цветущими виллами, граничащими с пейзажем из фильма «Миллионер из трущоб». Средневековая прачечная, где белье стирают вручную, оказывается, очень знаменита престижностью своей работы. Из поколения в поколение здесь работают одни и те же семьи, услугами прачечной пользуются даже дорогие гостиницы. Погуляли в парке, сразившем нас необычными аттракционами и их дешевизной, изобилием цветущих всеми красками радуги деревьев и цветов, выходом на чистейший пляж. Везде пели птицы, среди этой экзотики были и попугаи.

Лирическое отступление
С грустью и обожанием мы вспомнили нашего маленького голубого волнистого попугайчика, реального члена нашей семьи. С утра он будил нас громким щебетанием и говорил: «Добрый всем приветик!» Потом: «Михалыч, пойдем чай пить» , «Ну, дайте ж рюмочку коньячку!». Требовал от Сергея, моего мужа: «Пойдем гулять, шкорей, шкорей!», — садился к нему на плечо и, поклевывая в щеку, регулировал его шаг, быстрее идти или медленнее. Часто признавался: «Гоша любит». Как же он мог не любить Сергея, ведь тот приручил его – сначала совал ему палец в клетку, потом приучил садиться на руки и на плечо, потом пить изо рта. Муж терпеливо и долго говорил с ним и добивался результатов. И даже однажды спас его из когтей кошки, которая случайно забежала в открытую дверь дома. Сергей реально стал птице папой. Умер Гоша внезапно, скорее всего, от тоски по «папе» после нашей долгой поездки на курорт.
Эти воспоминания нахлынули на нас во время прогулки по Мумбаи. А потом мы заехали в храм Дзен-буддизма с удивительной ажурной архитектурой, запахом благовоний и покоем внутри. Побывали в музее Махатмы Ганди, отдав честь этому маленькому и тщедушному с виду человеку с огромным сердцем патриота и гражданина своей страны, мужественному и сильному борцу за свободу и независимость Индии. Наш шофер-гид хорошо говорил по-английски, и прогулка получилась очень насыщенной. Вечером нас подвезли в порт Мумбаи, где наш круизный лайнер «Коста Виктория» стоял почему-то среди военных крейсеров и подводных лодок. Уставшие, но довольные, мы заселились в свою каюту.

ПО МОРЯМ, ГОРОДАМ И СТРАНАМ

В программе месячного круиза из Мумбаи до Венеции из 29 дней на борту лайнера всего 11 – в море под ласковым солнцем субтропиков. Планировались 1–3-дневные остановки в 14 портах. Это Новый Мангалор, Кочин, Мальдивские острова, Салала и Маскат (Оман), Фуджейра (ОАЭ), Эйлат (Израиль), Суэцкий канал, Греческие острова (Крит, Котаколон, Корфу, Керкира), в Хорватии – Дубровник и Сплит, и в конце высадка в Венеции. Ну ладно бы начало тура выпало на понедельник – на Западе это плохая примета. Однако круиз начался в субботу, 29 февраля, и все равно с самого начала не задался.
В первый же день круиза, вечером 1 марта, мы узнали, что наш маршрут меняется. Итак, вместо Нью-Мангалора, власти которого не приняли нас, 2 марта лайнер просто болтался в море. К счастью, 3 марта мы вышли в индийском порту Кочин и даже съездили на очень интересную экскурсию по этому экзотичному городу, где, как считают индусы, создано общество социальной справедливости с вполне неплохим доходом на душу населения (500 долларов) и режимом распределения благ как при коммунизме. Там нет трущоб, люди живут в небольших коттеджах. Улицы чистые, зеленые, все в цветах. Мы не увидели грязных и оборванных людей, все чинно и благообразно. Кочин запомнился нам Голландским дворцом 15 века, внесенным в список ЮНЕСКО благодаря необычной архитектуре, предметам быта и живописи того периода. Потом мы посетили рыбацкую деревню со странными, говорят, китайскими, устройствами типа огромного сачка для ловли рыбы, которая там кишмя кишит. Да и профессия рыбака считается очень престижной и высокооплачиваемой. Поразил нас и Католический Собор 14 века необычными опахалами для кондиционирования воздуха во время большого скопления народа. Оказывается, именно там умер и похоронен великий мореплаватель Васко Де Гама. Уже намного позже его останки перевезли на родину, в Лиссабон. Магазинчики и лавочки в городе очень уютные и недорогие. В Кочине есть даже насыпные жилые острова и живописные озера. Вроде бы и Индия, но совершенно иная!

После экскурсии нам объявили: так как порт Мале закрыт, корабль вместо Мальдив последует в Дубай. Там высадили пассажиров, чей тур заканчивался в Мале и забрали тех туристов, которым было предписано самостоятельно прилететь из Мале в Дубай и сесть на наш корабль. Им выплатят по 100 евро компенсации за причиненные неудобства.
Таким образом, вместо желанных Мальдивских островов мы снова стояли на рейде в море, два дня – 7 и 8 марта – простояли в Дубае, но зато я познакомилась с капитаном.
Примечательно, что 8 марта, в Международный женский день, на борту лайнера никто женщин не поздравлял. После Дубая, в котором мы были уже раза три и неплохо там ориентировались, вместо положенной по плану Фуджейры, которая нас не приняла, весь следующий день простояли в море, и 10 марта прибыли в столицу Омана Маскат. Несмотря на очень редкое политическое устройство этой страны, ведь султанатов в мире всего два – Оман и Бруней, нам показалось, что мы попали в рай. Белоснежные здания, чистейшие, ровные, все в цветах улицы, мужчины, кстати, тоже в белых одеяниях кандурах, отсутствие преступности, очень доброжелательные люди. А вторая по величине в мире мечеть Маската – это белоснежное кружевное чудо архитектуры с огромным ковром ручной работы, пример почитания религиозных обычаев своего народа. Восточный рынок – это вообще особый разноцветный, колоритный, пряно пахнущий восточными специями и ладаном, разноголосый мир, сама прогулка по которому уже незабываемое событие, а если вы настроены еще и купить подарочки своим родным, то этот поход превращается в сакральное действо.
С рынка до нашего корабля мы прошли пешком по живописной набережной, где старики кормили чаек, и в этом мы тоже поучаствовали. Купили Сергею шапочку – музар, он в ней стал похож на местного жителя, по таким шапочкам можно узнать подданных султана Кабуза, она защищает арабских мужчин от солнца, песков и горячих и холодных ветров в их пустынной среде… В магазине восточных тканей мы подобрали мне материал на платье или одеяние типа паранджи. Продавец специальным образом обматывал отрезы тканей мне вокруг головы, по его совету мы приобрели такой наряд, в котором произвели фурор на празднике «Арабская ночь» на корабле. 11 марта снова болтались в море, а 12-го причалили в Салале. Это место, где мы уже были в прошлом году, можно назвать тропическим раем. Там, в голубой лагуне среди скал, мы с Сергеем и другими участниками круиза получили большое удовольствие. На этом собственно все обещанные круизные заходы в порты и закончились. Потом до 23 марта 10 дней наш лайнер просто шел по морям, по волнам. К чести компании Коста нам за все невыполненные пункты маршрута выплатили по 650 евро на человека. Как это ни странно, но в нашем случае так получилось, что благодаря этим компенсациям нам была полностью возвращена стоимость нашего круиза. Кроме того, нам прислали сообщение с гарантией 100% оплаты будущего круиза компанией Коста на ближайшие 12 месяцев.

10 ДНЕЙ В САМОИЗОЛЯЦИИ

Вы можете представить Африку без солнечного света? А мы и через это прошли. В один из этих 10 дней вечером в ресторане нам вдруг, как гром среди ясного неба, объявили, что все незамедлительно должны направляться в свои каюты на самоизоляцию, без объяснения каких-либо причин, а ужин нам будет доставлен туда чуть позже. Правда, на следующий день капитан собрал что-то вроде конференции в театре. Капитан долго призывал нас к единству и благоразумию и обещал, что сделает все для нашего благополучия. Он просил всех оставаться одной семьей, и особенно нам запало в душу его заверение, что всех постараются доставить по домам и что никто не останется на пирсе без помощи. И разошлись мы по своим каютам на карантин! Хорошо, что нам удалось сменить нашу тесную каюту на более просторную. Но ради этого нам пришлось преодолеть немало препон.
В конце концов, нас переселили в каюту с балконом. И даже еду приносили как диабетикам в первую очередь.
Этот корабль оказался просто символом нелогичности и абсурда. Примеров можно привести множество, например, когда мы уже были в изоляции, обед нам приносили по нескольку раз и в больших количествах, порций по 5 за один раз бывало. Гулять по палубам было запрещено, но все гуляли. Вместо того, чтобы врач измерял температуру у каждого в каюте, мы всем скопом ходили в один из баров, при этом подолгу стояли в очереди в душном коридоре. Почему-то младший командный состав отменял решения старшего. И даже в пустые каюты приносили еду, хотя куда проще было повесить на эти каюты таблички, что они пусты. Мы с Сергеем предположили, что причина несуразности жизни на этом корабле, возможно, в смеси менталитетов. Пока итальянцы и греки махали руками и отчаянно жестикулировали, они уже и забывали, что хотели сказать. Азиаты в недоумении не понимали, чего от них хотят. Они делали все гораздо позже и на свой лад, а никакого порядка, контроля и учета, похоже, на корабле не было.

ТУРИСТЫ СО ВСЕГО МИРА

Мы уже не в первый раз путешествовали на круизных лайнерах компании Costa, и в сравнении с другими кораблями типа Costa Diadema и Costa Favolosa Costa Victoria, построенный в 1996 году как образец итальянского и шведского стиля и элегантности, проигрывала им и размерами, и дизайном, и даже традициями и укладом жизни на борту. Корабль рассчитан на 2394 туриста. Но в связи с надвигающейся угрозой коронавируса вход на борт итальянцам и китайцам запретили, и после посадки в порту Дубая на борту оказалось всего 730 человек, т. е. 1/3 пассажиров от нормы. И около 1000 членов экипажа. Как нам сказала наша гид Ирина, на борту вместе сосуществовали представители 37 национальностей. Впервые за наш круизный опыт на корабле среди туристов было больше всего австралийцев, а среди персонала филиппинцев, была большая группа из Новой Зеландии с коренными представителями народа маури, которых легко можно было отличить по характерной внешности аборигенов.


Кроме того, на борту были туристы из Израиля, Украины, Бразилии, Аргентины, многих стран Европы и даже Литвы. Достаточно большая группа из России – 85 человек. С многими из этих туристов мы в той или иной степени контактировали. Особенно подружились с Далей и Виргисом из Литвы – красивая, достойная 65-летняя семейная пара. Нам было о чем с ними поговорить и что вспомнить, ведь нас связывало общее прошлое. У мужчин – армия, комсомол и молодые годы в одной стране. А Даля, хоть она и из семьи сосланных в Сибирь, не озлобилась, а, наоборот, стала известной журналисткой, политиком и просто хорошей и красивой женщиной, объехавшей весь мир. Именно ей я благодарна за напутствия в написании заметок и умение зажечь во мне огонек творчества и уважения своего, как она сказала, таланта. Кроме того, они показали нам, как можно достойно и с пользой провести время в заточении.

ВСПОМНИТЬ ТО, ЧТО ЗАБЫЛИ

Из этого круиза в период пандемии мы приехали не только с лишними килограммами, но и совершенно другими морально, с новым пониманием и осознанием происшедшего. Мир вообще перевернулся с ног на голову, положительное стало отрицательным, а многие минусы превратились в плюс. Я безмерно благодарна дорогому мужу за то, что он вдохновлял меня на написание этого рассказа, местами критиковал и оценивал мое повествование. Плохое со временем забывается, и даже несчастливый и трагичный отрезок жизни со временем превращается в полезный жизненный урок, ценный опыт и житейскую мудрость, которая сама по себе не может возникнуть, а надо пережить что-то, прочувствовать это, осознать на новом уровне! Вот как удивительно этот коронавирус расставил все по своим местам. Мы подзабыли в последнее время о нужности и важности профессии врача и учителя, забыли о почитании стариков и воспитании детей. Пока школы не работали, пришлось вспомнить о том, что с детьми нужно больше проводить времени. Сейчас самое время вспомнить добрым словом врачей, позаботиться о стариках и детях. За время пандемии мы стали более практичными. Ходим по улицам без макияжа и маникюра, так как под маской и в перчатках этого все равно не видно. Наша жизнь изменилась, и настало время переосмысления. Чем закончится период пандемии коронавируса для человечества? Ответа на этот вопрос пока никто не знает.

Марина Балоночкина,
Дивногорск-Красноярск