ДОРОГА В ГОРОД МОЛОДЕЖИ

0
135

Мы продолжаем рассказывать о предприятиях, игравших главную роль в строительстве Красноярской ГЭС и становлении города. На страницах газеты читатели имели возможность более близко ознакомиться с такими организациями, как Гражданстрой, Сантехмонтаж. А сегодня мы предлагаем получше узнать о том, чем занимались сотрудники Промдорстроя.
Обязательными работами по строительству крупных объектов, в том числе гидроэлектростанций, является строительство подъездных автомобильных и железнодорожных путей к месту стройки. При возведении Красноярской ГЭС такими стали автодорога от Красноярска до ГЭС и железнодорожная ветка от станции Енисей до промышленных предприятий правого берега Енисея в районе нынешнего Дивногорска. При этом железную дорогу планировалось построить по гребню плотины, на левый берег в сторону Абакана, для чего построили акведук над речкой Лиственкой. Впоследствии от этого проекта отказались, а акведук (ныне его прозвали «чертов мост») использовали для прокладки водопровода от водохранилища до Дивногорска.
Первым участком в составе образованного управления «Красноярскгэсстрой» стал участок дорожного строительства «Заманский», организованный в 1955 году. Начальником участка был назначен Александр Фёдорович Сычёв, выпускник Московского энергетического института. В задачи организации входило строительство автодороги от Красноярска (от ул. Матросова) до места будущей гидростанции. На участке работали молодые специалисты – ​Сергей Эмерихович Фюрст (будущий начальник Дорстроя), Николай Алексеевич Никитин (будущий начальник Лесосибирского управления, – ​он и сейчас живет в Лесосибирске, а Фюрст – ​в Сергиевом Посаде Московской области).
Поступил на работу Женя Пытько (так его все звали) – ​разнорабочий, бригадир, мастер, чья неуемная энергия, казалось, крушила все, а не только скалы, преграждавшие дорогу…
После окончания техникума на строительство дороги в 1956 году приехала из Костромы 20-летняя девчонка Юля Моисеечева.
– Жили мы в засыпной будке, – ​вспоминает она. – ​Но не боялись, ведь парни бережно охраняли нас – ​не от людей, а от медведей оберегали.
Юлия работала мастером, неоднократно проходила пешком дорогу от Овсянки до Усть-Маны, руководила работой строительной техники – ​бульдозерами, экскаваторами, автомашинами. Затем работала инженером производственно-технического отдела управления «Дорстрой».
Вскоре встретила она водителя самосвала Лёню Каулиня – ​посланца Социалистической Латвии, вышла замуж. Их ждала долгая счастливая совместная жизнь, двое сыновей, поездки с мужем на Саяны, обратно в Дивногорск, снова на Саяны, затем на Зею… Ранняя смерть мужа – ​Леонида Семёновича – ​незаживающая рана на ее сердце. Ветеран Красноярскгэсстроя Юлия Евгеньевна Каулинь и сегодня проживает в Дивногорске.
Дорогу строили сначала по временному варианту – ​вдоль берега р. Енисей на месте будущей железной дороги, затем по современному маршруту. К 1959 году дорога, присыпанная гравием, была проложена, но без бетонного покрытия и без инженерного обустройства. Через р. Мана в 1957 году построили мост.
В составе участка было прорабство Василия Ивановича Гладуна, оно вело работы на левом берегу Енисея, отсыпало перемычки будущего левобережного котлована.
В марте 1960 года было организовано Управление основных сооружений (УОС), которое возглавил А. Ф. Сычёв, куда включили прорабство В. И. Гладуна.
Одновременно образовалось и управление «Дорстрой». Об этом этапе вспоминает ветеран Красноярскгэсстроя Леонид Петрович Марцинкевич (вначале он был назначен мастером первого участка Дорстроя, затем прорабом и начальником участка, награжден орденом «Знак Почета», носит звание Почетного гражданина г. Дивногорска).
«Строительное управление «Дорстрой» образовано в марте 1960 года в составе Красноярскгэсстроя по приказу А. Е. Бочкина, – ​поясняет Леонид Петрович. – ​Начальником был назначен Пётр Михайлович Палагичев, главным инженером – ​Сергей Андреевич Сидоренко. В задачи управления входило завершение строительства автодороги «Красноярск–Дивногорск» и строительство железной дороги. Автодорога уже была, но не совсем пригодна для тех задач, которые требовала стройка.
В составе Дорстроя были организованы стройучастки: первый участок во главе с Дмитрием Яковлевичем Терещенко в г. Красноярске. Его рабочие должны были привести в порядок участок от нынешней ул. Матросова до Крутенького лога (22 км) со всеми сопутствующими сооружениями: обочинами, ограждениями. Также необходимо было построить жилье, детские учреждения, бетонный завод, пионерский лагерь на реке Базаиха (взамен сносимого, который попал на трассу железной дороги в районе турбазы).
Начальник СУ «Дорстрой» П. М. Палагичев приехал с Кременчугской ГЭС, с ним приехали и бригада строителей, геодезисты и другие специалисты. В задачу СУ «Дорстрой» входило и доведение автодороги до проекта, и подготовка земельного полотна железной дороги со всеми сопутствующими объектами, а также подготовка железнодорожной станции, подъездных путей к промышленным объектам, строительство асфальтобетонного завода. Кроме того, впоследствии им же было поручено строительство карьера в районе р. Лиственка, из которого брали гранит для щебня на щебеночный завод – ​для бетона на гидростанцию, для бетонирования Набережной и других объектов. Ответственным за работу был прораб Валентин Трифонов. Впоследствии его участок занимался дальнейшим благоустройством нижней застройки Дивногорска с бригадой Н. Боровского.
Первый участок выполнял работы по строительству дороги в районе нынешней ул. Свердловской г. Красноярска. Здесь были сложности с выносом коммуникаций и линий связи, электролиний, сносом жилья в поселке Базаиха. Работала на строительстве этого участка бригада Василия Горбачёва, приехавшая из Кременчуга. На бетоноукладчике работал Володя Пакидов, Лёша Загуменный (ныне живет в Дивногорске). Работа очень ответственная. Бригада работала дружно, участок выполнял не только бетонные работы, но и подготовку земляного полотна. С техникой случались сложности: экскаватор № 1 был у нас с Иркутской ГЭС. Выемку в районе ул. Матросова готовили все лето 1960 года. Был еще экскаватор «обратная лопата», который выполнял траншеи под ливневую канализацию от металлобазы до ул. Матросова, которая сейчас заброшена. Обидно ехать по ул. Свердловской по лужам, которые должны уходить в ливневку, которую «Дорстрой» выполнил по всей улице. Остались только по оси дороги люки канализационные, а дождеприемники, куда вода должна уходить, после были заасфальтированы (а ведь наши рабочие сделали коллектор диаметром более одного метра!).
При строительстве большую помощь оказывали районные руководители и горожане, т. к. вопросы сноса решались иногда довольно сложно. При строительстве пионерского лагеря, к примеру, помогали студенты Красноярского пединститута – ​на благоустройстве. Участком были построены детский сад и ясли, которые и сейчас стоят и работают в Лалетино.
По завершении строительства автодороги кто-то из специалистов уехал в Кременчуг, некоторые женились и остались жить в Красноярске.
Второй участок был расположен там, где ныне находится остановка ДРП. В его задачи входило строительство дороги от Крутенького лога до Усть-Маны и возведение бетонного завода. Начальником участка был Леонтий Трифонович Тарасенко, он приехал из Мингечаурской ГЭС.
Третий участок был расположен в районе асфальтобетонного завода, начальником назначили Александра Павловича Степанова. Он приехал из Иркутска в составе Бочиинского десанта.
Началось строительство станции «Дивногорск» и подготовка земельного полотна под пути железной дороги, – ​вспоминает Л. П. Марцинкевич. – ​Пути укладывал СМП‑277, земполотно выполняла Мехколонна‑65 со своим транспортом. Разработали карьер на «Сухой рассохе» в Слизневе, и оттуда отсыпалось земполотно».
После перехода Промстроя на строительство здания ГЭС Дорстрой преобразовали в Промдорстрой, ему помимо прочего было поручено еще и строительство базы СпецГЭМа, Гидроэлектромонтажа, промывочно-сортировочного завода (который готовил инертные материалы для бетона ГЭС), реконструкция причала инертных, анкерных опор для ЛЭП, ОРУ‑500, компрессорной пневмоволнолома, зданий служебного пульта на судоподъемнике, подстанции, мастерских судоподъемника, самого судоподъемника и других сооружений.
Начальником в СУ «Промдорстрой» был назначен Сергей Эмерихович Фюрст, главным инженером – ​Александр Васильевич Волынский (впоследствии – ​Николай Васильевич Зуев). П. М. Палагичева назначили заместителем А. Е. Бочкина, а в 1963 году он был направлен на строительство Саяно-Шушенской ГЭС, куда уехал и А. В. Волынский. Промдорстрою было поручено строительство поселка Молодежный для строителей ГЭС (начальник участка – ​Николай Алексеевич Никитин). В поселке жили молодые строители, их на стройку возили поездом. Затем организация построила ДОЗ и хлебозавод в Дивногорске, мясоцех, учебный корпус ГПТУ‑42.
В 1972 году Промдорстрой был соединен с УОС. Построенные объекты работали много десятилетий, многие продолжают служить людям и сейчас, особенно автомобильные и железные дороги.
В коллективе Дорстроя, а затем и Промдорстроя, работали бригады Константина Голенкевича, Владимира Шеменёва, Александра Чайковского, Елены Рыбкиной, Михаила Копошилова, Николая Кулиша.
На строительстве железнодорожных подъездов к промышленным предприятиям работали прорабы Василий Ильич Истомин и Леонид Антонович Котляров (участник Великой Отественной войны 1941–1945 гг., трагически погибший).
На благоустройстве города и, в частности, Клубного бульвара работами руководили: Валентин Павлович Красногоров, Михаил Григорьевич Копошилов, Алексей Усачёв. Производственно-технический отдел Промдорстроя возглавлял сначала Роман Коков, затем Степан Степанович Яровой (в будущем первый секретарь Дивногорского горкома КПСС и начальник Красноярскгэсстроя). В отделе работали инженеры: Галина Николаевна Козлова, Юлия Евгеньевна Каулинь, Юлия Петровна Гуляева и техник Людмила Николаевна Чащина. Их дружба длится уже много десятилетий. Совместно с бригадами управления практически на всех объектах работали бульдозеристы Управления механизации: Александр Константинович Филькин, Владимир Прокопьевич Курочкин, Иван Алексеевич Омылов, Александр Иванович Чистопрядов. Имена четырех работников Промдорстроя внесены на Мемориальную Доску Почета Красноярской ГЭС. Это Сергей Эмерихович Фюрст, Леонид Петрович Марцинкевич, Леонид Антонович Котляров, Николай Пантелеевич Кулиш (он, кстати, награжден орденом Ленина).
Многие сотрудники Промдорстроя награждены орденами и медалями СССР. Все награждены знаком «Участник строительства Красноярской ГЭС».

Совет ветеранов-строителей Красноярскгэсстроя (использованы воспоминания Ю.П. Каулинь и Л.П. Марцинкевича, фотографии из архива ветеранов Дорстроя)


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ