РАБОТА С ОЦЕНКОЙ «ЖЕЛЕЗОБЕТОННО»!

0
255

Завод железобетонных изделий (ЗЖБИ) был одним из необходимых предприятий в период возведения основных сооружений гидростанции и объектов Дивногорска.

ТРУДИЛИСЬ ПО-УДАРНОМУ

История завода, построенного в районе Заречной Лиственки, тесно связана с теми работниками, которые своим ударным трудом принесли славу этому предприятию, построенному первоначально в 1957–58 гг. на площадке стройдвора (ныне – Пионерская площадь). Это они, прививая любовь к труду, передавая свой опыт и знания тем, кто впервые пришел на новый завод, повели их за собой приумножать славу завода своими трудовыми подвигами. А пока…
…На небольшой площадке компактно расположился бетонный завод с двумя бетономешалками (по 1 200 л), складскими помещениями инертных материалов и цемента, с устройствами их подачи на производственные линии. Здесь же – формовочный, арматурный, столярный участки, два полигона открытого типа для формования крупногабаритных ж/б конструкций, котельная, контора управления. Задачей коллектива было обеспечение заявок строительных организаций поселка бетоном и бетонными/железобетонными конструкциями, и коллектив успешно справлялся с поставленными задачами.
С ростом поселка рос и объем работ у строителей, увеличивалась потребность в ж/б конструкциях нового типа. Из-за отсутствия на заводе металлоформ опалубку изготавливали из дерева, что удлиняло время выпуска продукции, снижало производительность. Для повышения эффективности труда перешли на двухсменную работу. К 45-й годовщине Великого Октября (1962 г.) трудовые коллективы вступили в соревнование за коммунистическое отношение к труду, взяв обязательства увеличить производительность труда на 20% выше плановой. Ударным трудом обязательства выполнили. Коллективу железобетонщиков было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда» с выдачей удостоверения каждому участнику соцсоревнования. В эти годы директором завода был Анатолий Дмитриевич Ржевский, главным инженером – Василий Иванович Голубев, мастером, а затем начальником цеха – Николай Петрович Сидоренко. Почетное звание получили Н.Е. Лифанов, П.А. Иванцов, Е.П. Однопалова, В.Г. Шевцов, Я.А. Лобов, А.И. Панькова, Н.И. Терзян, Ф.С. Нефедьева, Т. Рыбалко, М. Шахматов.
Окрыленные победой, вновь взяли обязательства перевыполнить план на 25% в честь перекрытия Енисея, но в число победителей не попали. А в одну из ночей ноября 1963 года пожар не оставил и следа от деревянных построек завода, тем самым ускорив переезд в новые корпуса ЗЖБИ – поближе к строящейся плотине ГЭС. Здесь еще не были выполнены отделочные работы, не было остекления, но большие площади цехов завода завораживали простором, вселяли веру в хорошее будущее коллектива.

300 ТОНН ЗА ОДНУ СМЕНУ

После гибели в автомобильной катастрофе А.Д. Ржевского директором предприятия был назначен В.И. Голубев, а главным инженером ­ – Ф.Г. Халиулин. Приказом по заводу распределили по цехам работников, назначили бригадиров, мастеров, начальников цехов, определили задачи по запуску в работу арматурного цеха совместным трудом арматурщиков и специалистов монтажной организации. Ответственным по установке и подключению оборудования цеха к работе был назначен начальник формовочного цеха Н.П. Сидоренко.
Совместный труд монтажников и рабочих цеха ускорял процесс установки оборудования, его подключения в электролинию и запуск в работу. В процессе «обкатки» станка приступили к выпуску арматурных изделий для формовочных цехов, определили недостатки, наметили планы по усовершенствованию егоработы. Так, в течение трех месяцев был произведен запуск оборудования арматурного цеха в работу, и начались трудовые будни коллектива под руководством начальника цеха Аллы Александровны Лосевой.
Как-то сразу коллектив работников цеха превратился в одну дружную семью. Только что окончившие курсы электросварщики и арматурщики, перенимая опыт работы у настоящих профессионалов, ежедневно увеличивали производительность труда. Включаясь в соревнование между собой, между сменами, достигали высоких производственных показателей, создавали славу всему коллективу. Все это – в тяжелых условиях постоянного шума работающего оборудования (когда не слышно даже слов собеседника), высокой загазованности в цехе от сварочных работ и неимоверно напряженного физического труда. Электросварщики точечных машин (на них работали женщины) изготавливали десятки армосеток весом в 25 кг, на которых до пятидесяти точек электросварки. Им приходилось более 50 раз передвигать сетку на рабочем столе, причем стоя на одной ноге, – вторая нога управляла педалью полуавтомата точечной сварки. И готовую продукцию надо было еще уложить в штабель. Работали в цехе и женщины ручной электросварки, наравне с мужчинами, а порой и обгоняя их в соревновании. От 300 до 500 тонн металла в месяц проходило через руки рабочих в цехе при изготовлении сотен наименований армосеток и армокаркасов для выполнения заявок формовочных цехов завода.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – ЭТО ВЫГОДНО

Важным залогом высокой производительности труда было внедрение в производство рационализаторских предложений слесаря цеха Егора Сергеевича Данилкина. Благодаря ему были разработаны схемы и запущены в работу: для автоматической резки арматурных стержней от протяжного станка, автоматической резки металлосеток, автоматической сварки армированных каркасов свай. разработана и успешно внедрена в работу конструкция станка автоматической навивки пружин. Были и многие другие дельные предложения. Передовые технологические разработки на нашем заводе привлекли внимание руководителей красноярских заводов ЖБИ, и они были внедрены на других предприятиях края. Заслуги Е.С. Данилкина отмечены правительственной наградой – орденом Октябрьской Революции. Фотографии работников арматурного цеха украшали Доску почета завода. Их ударный труд руководство предприятия отмечало благодарностями и почетными грамотами, правительственными наградами. Среди наиболее отличившихся – бригадиры
Н.Я. Лифанов, И.Т. Бармин, электросварщицы М.Л. Ходолева, Т.М. Григорьева, Н.В. Смирнов, А.К. Урупаха, А.Б. Леонов, В. Серебренников, В. Ипатов, В.П. Шкипер, М. Локтионов, электросварщики точечных машин Р.Г. Раскатова, М.А. Данилова, В.И. Зиневич, Г.Я. Малюгина, Н.Т. Кузяева, крановщики Г.Т. Гаврилова, Л.С. Попова, В. Мурашко, А. Маликова, А.И. Замащикова, водители спецмашины А.Б. Лаптев, Г.М. Данилов, стропальщик В.М. Волков и другие.
В успехах коллектива большой вклад мастеров смен – В. Домашенко, Е. Кабирова, Г.К. Урупахи, Н.Г. Безбатченко, технолога В.М. Яковлева. Руководили работой коллектива цеха грамотные, активные, работавшие в разные годы начальниками цеха: А.Н. Лосева, В.Г. Шевцов, П.Н. Леликов и много лет Н.П. Кузьмин.
Вся продукция арматурного цеха шла в формовочные цеха и превращалась в готовые железобетонные изделия, необходимые для строительства жилых домов, объектов соцкультбыта, заводов стройиндустрии г. Дивногорска, а в дальнейшем и г. Красноярска.

МНОГОЕ ДЕЛАЛИ СВОИМИ СИЛАМИ

Самым высокомеханизированным формовочным цехом был цех № 1, в состав которого входили две линии формовки – пролет № 1 и пролет № 2. В пролете № 1 выпускалось более ста наименований малогабаритных ж/б изделий, порой штучных, необходимых строительным организациям города, – фундаментных подушек, перемычек разных марок, плит перекрытия, колонн, ригелей, балок, лестничных площадок и лестничных маршей, тротуарных плит, бордюрного камня и других изделий. Часто в привычную номенклатуру входили и новые конструкции с другими заполнителями, и они тоже успешно осваивались. Когда при строительстве ДК «Энергетик» понадобились мозаичные плиты подоконников и проступи лестничных маршей с применением мраморной крошки, директор завода В.И. Голубев принял решение изготовить такой заказ силами своего коллектива. В механическом цехе слесари Л.Г. Прудников и А.И. Мосягин изготовили металлическую опалубку, а формовщик Я.Н. Лобов заформовал и отшлифовал мозаичные плиты отличного качества. Для решения сложнейшей задачи по выпуску преднапряженных конструкций балок БН-2 на монтажную площадку здания ГЭС директором завода была создана творческая группа инженеров в составе
В.А. Гришина, И.П. Комелягина, В.Ф. Мальцева, слесарей А.И. Мосягина, Л.Г. Прудникова и др. Эти специалисты не только рассчитали упорные ригели для пропарочных камер, но и разработали технологические карты на весь процесс производства работ: устройство пропарочной камеры с расчетом нагрузки на ее упорные ригели, изготовление пропарочной камеры, деревометаллической опалубки и формовки изделий. Балки были изготовлены с хорошим качеством плотником П.А. Иванцовым, формовщиками М. Шахматовым, Я.Н. Лобовым, Г.Г. Криволуцким и др. Руководил всеми работами начальник цеха Н.П. Сидоренко. Когда строительной организации потребовались пустотные плиты перекрытия, коллектив пролета
№ 1 освоил и эту продукцию. Трудным был период запуска оборудования в работу, но силами работника механического цеха Л.Г. Прудникова и слесарей цеха И.К. Боровко, А. Павлова, бригадира В.П. Белобородова линия была своевременно запущена в работу. Пустотные плиты ПТК 59-12, выпускаемые формовщиками под руководством А.И. Паньковой и Н.П. Белобородовой, отмечались отделом технического контроля знаком высокого качества. Было еще много трудовых побед, когда при плановом выпуске ж/б конструкций в 10 000 кубометров в год по факту изготавливалось 11 000 куб. м и более. Тон в работе задавали такие работники, как П.А. Иванцов, Л.М. Барабанов, В.П. Белобородов, В. Грязнов, Н.Т. Скиданов, А. Езов, А.Е. Сиротинин, В.Э. Корчевский, крановщики А.А. Михайлова, З.А. Шерстянникова, А.А. Шевелёва, И. Корнева, мастера смен Г.А. Чикунова, Н.Г. Безбатченко, Т.Ф. Лескович, технолог В.А. Елисеева.

ЖЕНЩИНЫ НЕ УСТУПАЛИ МУЖЧИНАМ

Одновременно с запуском в работу формовочного пролета № 1 было запущено производство бетонных блоков – массивов – в пролете № 2. Эти блоки должны были выполнять роль опалубки при непрерывном способе укладки бетона в тело плотины. Производство блоков было успешно освоено, но заказ был отменен, выпуск массивов прекращен, а пролет № 2 поставили на реконструкцию.
После реконструкции была запущена конвейерная линия по выпуску аэродромных плит, требующая выверенного точного движения каждого участника этого процесса. В тяжелом, физически напряженном труде, в условиях вибрации, шума работающих механизмов наравне с мужчинами трудились женщины. При плановом задании 36 формовок в смену бригады формовщиков выпускали от 42 до 46 штук ежедневно, а бригада Александра Аленченко поставила рекорд – 52 плиты в смену. Плановое задание по выпуску плит составляло 52 тыс. кубометров в год, а объем выпуска продукции – более 70 тыс. кубометров. Немалую лепту в выполнение и перевыполнение плановых заданий внесли бригадиры А.М. Вербицкий, Н.М. Овченко, Л. Василевский, В. Чупракова, Н. М. Терзян, А. Аленченко, А. Пермина, формовщики М.А. Реушева, Е.Г. Корниевич, В.А. Овченко, Т.Г. Шаповалова, А.Н. Волкова, В.А. Ларина, слесари цеха Н.А. Парамонов, А. Павлова, И.К. Боровкова, П.Е. Волкова, А.И. Романко, крановщики Г.П. Сафронова, Л.И. Шурхаева, Н. Латышева, Л.С. Дунаева, А.М. Сиротинина, Н. Дёмина.
Бесперебойный выпуск продукции организовали сменные мастера – В.Ф. Чупракова, И. Топко, Г.А. Рафейчик и технолог Т.В. Овсянникова. В успешную работу коллектива формовочных цехов вложен огромный труд работников бетонного завода. В условиях цементной пыли, шума оборудования они готовили бетон высокого качества в таком количестве, которое могли переработать в формовочных участках цеха. Чистота рабочих мест, ухоженность оборудования – свидетельство того, что здесь работали настоящие хозяйки, ветераны завода Г.А. Смирнова, Ф.С. Нефёдова, Л.Н. Гаманович, Г.М. Барабанова, М.П. Алексеева, М. Платонова, Н.Н. Каткова, Н.К. Ахтырская, Г.А. Смирнова, Л.С. Самусева, К.И. Вихарева, З.С. Тарасова.
Приумножен труд женщин коллективом слесарей бетонного завода. Ежедневными проверками, профилактическими ремонтами они продлевали безаварийную работу механизмов. С первого дня работы на заводе и до последнего трудового дня отработали здесь А. Власов, Э. Корчевский и В. Кравченко. Руководителями блока цеха № 1 в разные годы трудовой жизни коллектива были Н.П. Сидоренко, А.Я. Шестаков, В.С. Мунгалов, зам. начальника цеха В. Хворостьянов, Н.В. Сидоренко.
Выпуск крупногабаритных бетонных и железобетонных конструкций для строительных подразделений Дивногорска и КГЭС производился на двух открытых полигонах цеха
№ 2. Цех был оснащен металлоподдонами и опалубкой, заказы выполнялись в короткие сроки. Для изготовления срочных штучных заказов опалубку изготавливали на своем столярном участке из дерева. Когда для перекрытия Енисея нужно было изготовить более тысячи тетраэдров, было принято решение сделать их своими силами в опалубке из дерева. Заказ выполнили в срок. По итогам соцсоревнования особо отличившиеся работники были награждены значками «Отличник энергетики и электрификации СССР», среди них были формовщики А.И. Потехин, А.Т. Шахматова, В.И. Косихин, начальник полигона Я.Я. Ивановский.

В 1963 году был запущен в работу еще один полигон, тоже для выпуска крупногабаритных конструкций. Номенклатура изделий велика: колонны, ригели, балки, лестничные площадки и марши, сваи, световые опоры, сантехнические конструкции и многое другое. Когда понадобились колонны для объектов КГЭСстроя, их изготовили своевременно и качественно. Здесь же изготавливали и шкафные коробки в качестве опорных частей для мостовых переходов речек Терел и Бирюса. Изготовили большое количество железобетонных конструкций тюбингов для подводной прокладки труб через Енисей в г. Красноярске. Претензий к их качеству не было.

ВИБРОСТОЛ, ЭЛЕВАТОРЫ, РЕГИСТРЫ…

Сложным был процесс разработки технологического комплекса по выпуску панелей из оцинкованного профлиста с высокой степенью антикоррозийного покрытия их на основе эпоксидных смол. Инженерной службой завода под руководством главного технолога В.Ф. Рябчуна была создана пропарочная камера с применением высокочастотных токов, изготовлен бесшумный вибростол с использованием гидравлической системы. Он был зарегистрирован как изобретение. В успехах коллектива была большая заслуга таких работников, как Г.А. Калинина,
В.Ф. Малашенкова, Г.Н. Виноградова, В.И. Пономарёва, Н.Е. Голубева, К.В. Казак,
Н.А. Федорков, Л.В. Мурзаев, мастера цеха Е.П. Малыгаева, начальника цеха
Ю.Ф. Корнева.
Для обслуживания и ремонта оборудования цехов завода были созданы механический цех, электроцех, крановый участок, паросиловое хозяйство.
Механический цех был хорошо оборудован токарными, сверлильными, фрезерными станками, сварочным оборудованием, гильотинами, поэтому имелась возможность выполнять сложные работы по реконструкции старой металлооснастки и изготовлению новой. Силами работников цеха провели реконструкцию всей металлоопалубки аэродромных плит, изготавливали новые пуансоны для формовки преднапряженных плит. Освоили не только частичную замену брони бетономешалок, а ее полное изготовление. Изготавливали элеваторы для бетонных заводов, регистры для подогрева инертных материалов на складах завода. Разработали чертежи и изготовили станки для обработки мрамора и гранита, освоили выпуск строп для использования в производственном процессе. Все это – дело рук высококлассных специалистов своего дела: бригадира Л.Г. Прудникова, В.А. Шафигулина, В. Юшкова, Т. Остапенко, Ю. Бердникова, крановщиков З. Бусулаевой, А. Замащиковой, слесаря автогаража В.И. Устюгова. Мастерами в цехе работали Н.П. Кондратович, Н. Фирсова, А.П. Попова. Руководил цехом начальник П. Сердюков, а после – Г.П. Березин и С.В. Устюгов.
Круглосуточный контроль за работой электромеханизмов, контрольно-измерительных приборов, подстанций, бесперебойная работа оборудования завода – все это было главной задачей коллектива электроцеха. И коллектив успешно с этим справлялся.

ПАРА МНОГО НЕ БЫВАЕТ

Немало рацпредложений было внесено и внедрено в заводских цехах, особенно в арматурном цехе. Существенный экономический эффект завод получил в результате освоения процесса перемотки обмоток статора электродвигателя. Почетными грамотами, благодарностями и правительственными наградами были награждены А.М. Коростелёв, И.И. Рыбка, Н.Г. Яблоков, В. Тарадаев, В.И. Кузнецов, И.И. Попов, Н.Ф. Пузаков и другие. Цехом руководили М.С. Арапов, В.И. Демченко, А.К. Лукьяница,
Н.Я. Мулик.
Паросиловое хозяйство (ПСХ) обеспечивало все здания цехов и камеры прогрева ж/б конструкций паром от трех котлов мощностью 30 тонн пара в час. После запуска в работу системы автоматической подачи угля сформировался постоянный штат работников во главе с начальников ПСХ Вайсбергом А.К. В коллективе кочегаров работали ветераны Н.М. Терзян, Л.И. Василевская, М.Г. Дрозд, Е.Г. Кравченко, Е.В. Пичуева, Л.А. Прудникова, М.И. Крутских, лаборант К.А. Елфимова.
Небольшой коллектив компрессорной станции обеспечивал работу пневмооборудования завода воздухом. Обслуживанием компрессоров и их ремонтом занимались специалисты высокого класса: В.М. Рожков, В.И. Лопатин, Н.С. Лопаткин, К.С. Самойлова, Г. Сасновская. Руководство ПСХ в разные годы осуществляли
А.К. Вайсберг, В. Шляпин, А. Байкалов.
Тысячи кубов готовой продукции прошли через руки стропальщиков В.А. Циркушвиль, Н.А. Тузова, крановщиков В.И. Коголь, В.И. Гронской,
В.В. Гуляевой. Оперативно работали кладовщицы отдела сбыта
Н.М. Скрипко и А.С. Авдеева, мастера Г.К. Урупаха, Г.М. Ильина, К.В. Казак, начальники отдела Н.Н. Друц, Е.П. Малыгаева.

НА СТРАЖЕ КАЧЕСТВА

Строгий контроль за качеством выпускаемой продукции вели работники отдела технического контроля, лаборанты и контролеры Л.И. Лосева, Н.А. Васьковская, Г.М. Барабанова, Л.Н. Власенкова. Во главе ОТК работали начальники А.А. Лосева,
Т.В. Овсянникова, Н.И. Лизункова, Л.В. Нагайбекова.
Добрые воспоминания о себе оставили работники отдела снабжения Г.Н. Ярославцев, М.Е. Лотоцкий, В.А. Дианов, Т.С. Баранова,
А.Ф. Лескович. Это благодаря их своевременному обеспечению завода необходимыми материалами предприятие работало ритмично, без простоев.
В успехи завода большой вклад внесли инженеры производственного, технологического, планового отделов, ОГМ, ОТиЗа, отдела кадров, ОТиТБ, бухгалтерии. Это В.Ф. Рябчун, Г.Н. Загороднов, В.А. Климухина,
Е.И. Дурова, Е.П. Лукьянова, Л.П. Русакова, Л.Б. Лаптева, Л.Ф. Алёхина, Е.П. Вельгушева, О.А. Симоненко, Н.Н. Палубнева, Н.И. Чернышёва, З.Е. Шматкова, Т.М. Бахтина, Т.Н. Процик, Т.И. Кондрашова, Л.Г. Шестакова, Н.П. Кондратович, Р.А. Вербицкая, З.Ф. Ефремова, Н.Е. Гребнева, Ревина.
На страже здоровья работников стояла фельдшер здравпункта С.Н. Никулина. Много работали над оздоровлением коллектива терапевты Т.И. Юносова, С.В. Бабаева, зубной врач Л.П. Новосёлова, массажист Н.В. Шафигулина.

ОТ МАСТЕРА ДО ДИРЕКТОРА

Самым авторитетным руководителем, по мнению ветеранов завода, являлся первый директор ЗЖБИ Василий Иванович Голубев. Его культура и простота в общении, доступность позволяли любому из работников завода обратиться к нему с просьбой или деловым предложением и быть услышанным. Как опытный и знающий специалист директор глубоко вникал во все технические производственные вопросы, помогал профессиональному уровню заводских кадров, открывал им перспективы дальнейшего карьерного роста. Так, И.П. Комелягин начал свой трудовой путь с начальника полигона № 1, затем руководил ПО «Энергостройиндустрия» в Дивногорске, был начальником производственного отдела Красноярскгэсстроя на строительстве Саяно-
Шушенской ГЭС, директором холдинговой компании «Красноярскгэсстрой». В.И. Кожевников был начальником полигонов и дорос до директора ЗЖБИ; В.Ф. Рябчун работал технологом цеха, начальником ПТО, был директором ЗЖБИ;
А.Я. Шестаков прошел путь от мастера, начальника КЩЗ, начальника блока формовочных цехов до директора ЗЖБИ; Н.Т. Сидоренко тоже начинал мастером, а впоследствии работал зам. директора ПО «Энергостройиндустрия». В.И. Голубев был замечен руководством Красноярскгэсстроя и назначен на должность заместителя начальника Управления «Красноярск-
гэсстрой». А когда началось строительство горно-обогатительного комбината в Норильске, был назначен заместителем начальника Управления строительства горно-металлургического комбината «Надежда».
В коллективе ЗЖБИ в лучшие годы трудилось более 600 рабочих и служащих. Семьдесят тружеников завода награждены правительственными наградами за добросовестный труд и активное участие в общественной жизни стройки. И каждый – знаком «Строитель Красноярской ГЭС».

Н.В. Сидоренко (по воспоминаниям В.И. Кожевникова, И.П. Комелягина,
Н.П. Сидоренко, В.Ф. Рябчуна, ветеранов строительства КГЭС)

P.S. Завод железобетонных изделий – единственное предприятие Красноярскгэсстроя, пережившее перестройку в период перехода страны на новые экономические рельсы. Значительно в меньшем объеме, но завод продолжает выпуск железобетонных изделий. Успехов ему в будущем.


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ