Побочный эффект бюрократии

0
167

На прошедшем недавно в администрации г. Дивногорска совещании с участием депутатов ЗС Красноярского края и представителей краевых структур поднимался вопрос об эффективности работы многофункционального центра (МФЦ). Да и жители Дивногорска обращались в нашу редакцию с оценкой работы МФЦ. Эта организация была создана исключительно для упрощения процедуры оформления различных документов гражданам нашей страны.

Общаясь с жителями Дивногорска, мы услышали много разных отзывов – и положительных, и отрицательных, но объективность СМИ часто является определяющей, поэтому мы решили поближе рассмотреть суть претензий и найти их причину. На деле оказалось, что многие жители в принципе не знают о существовании подобной организации. А существует она почти восемь лет – немалый срок. И даже спустя столько лет люди совсем не удивляются, услышав историю о том, как например, оформляя сделку по приобретению комнаты в общежитии, покупатели провели в центре без малого пять часов. Невольно начинаешь задумываться: а зачем вообще была проведена такая серьезная реформа? Она преследовала вполне конкретные цели: сократить сроки оформления необходимых документов, повысить информированность населения о предоставляемых государством программах, при создании структуры так же усматривалось снизить коррупцию и многое другое. Были затрачены весьма серьезные средства, а воз и ныне там, если судить, по отзывам граждан. Преследовали цель упростить жизнь, а получилось, что система все время дает сбой, усложняет и без того запутанные бюрократические проволочки. Какие меры по повышению качества обслуживания населения в МФЦ можно предпринять? Вот главный вопрос, на который хотелось бы ответить этой публикацией.
Для начала давайте заглянем в историю создания многофункциональных центров, а заодно и разберемся, что же это такое и с чем его едят. Структурные подразделения начали функционировать во всех регионах нашей страны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210­ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Развитие сети центров было направлено на предоставление государственных услуг по принципу «одного окна». В идеале эта схема могла бы приносить просто фантастическую пользу. Потому что наша несовершенная, бюрократическая система сравнима разве что с полосой препятствий. Жителям нашей страны очень часто приходится сталкиваться с тем, что, оформляя какую­то услугу, требуется то один документ, то другой. Пока занимаешь очередь, получая третий, истекает срок первого – это побочный эффект бюрократии.
В этот тупик хотя бы раз попадал практически каждый. Поэтому, конечно же, радует, что правительство обеспокоилось решением проблемы.
В Дивногорске такой центр объявил о своем открытии 17 декабря 2013 года. По состоянию на 1.04.2018 года в структурном подразделении предоставляется 218 государственных и муниципальных услуг, из них федеральных – 61; региональных – 135; муниципальных – 15; иных – 7. Прием осуществляется в 6 окнах. Согласно штатному расписанию, в подразделении числится 8 документоведов – все осуществляют прием и выдачу готовых документов.
Неизгладимое впечатление произвела статистика местного МФЦ. Согласно предоставленным данным, в период с 9.01.2018 по 31.03.2018 за предоставлением услуг обратились 6905 заявителей.
Это примерно 85–88 обращений за день. Звучит весьма внушительно. Наиболее востребованными являются услуги по оформлению документов для организаций:
– Росреестр – регистрация прав на недвижимое имущество; кадастровый учет; выписки ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
– Центр социальной защиты населения – это субсидии, пособия на детей, звание «Ветеран труда».
– МВД – паспорт РФ; загранпаспорт; регистрация по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ; миграционный учет; справка о наличии (отсутствии) судимости.
– Пенсионный фонд – материнский капитал; оформление пенсии.
– Налоговая инспекция – регистрация ИП и ЮЛ; выписка ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
Так же в МФЦ оказываются услуги для управления МЧС по России и краю, государственного учреждения «Фонд социального страхования РФ», государственной инспекции труда, Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Роспотребнадзора, Росимущества, Федеральной службы судебных приставов, Федерального медикобиологического агентства. Подробный перечень услуг можно увидеть на сайте структурного подразделения.
Кажется, ну что непонятного? Все же просто: вот перечень услуг и организаций, вот список необходимых документов – иди и оформляй. МФЦ работает шесть дней в неделю, открыто и в субботу специально для тех, кто трудится с понедельника по пятницу. Можно осуществить предварительную запись на получение любой услуги, в назначенное время вас обслужат, невзирая на тех, кто пришел раньше и занял очередь. В общем, вроде бы, кинув взгляд со стороны, все кажется понятным и простым, но на самом деле стоит только соприкоснуться поближе, как сразу появляются претензии.
У начальника отдела структурного подразделения КГБУ МФЦ г. Дивногорска Натальи Валерьевны Тимаковой свой взгляд на ситуацию:
– Структурное подразделение было создано с определенной целью: по возможности упростить схему оформления различных видов услуг, – рассказывает Наталья Валерьевна. – Конечно же, при обращении в наш центр следует учитывать, что мы все­таки являемся промежуточным звеном. Часто получается так, что приходят посетители, не имея с собой практически ни одного документа, считая, что у нас все справки можно оформить разом. Это не так. Я хотела бы этот нюанс уточнить: прежде чем отправится в МФЦ, гражданам необходимо уточнить, какой пакет документов нужно при себе иметь, оформляя услугу. Это можно сделать, позвонив по телефону, – вам никогда не откажут в информации, либо узнать это на портале «Госуслуги». То есть мы своего рода транзит, промежуточная «станция». А люди, часто не понимая этого, начинают обвинять в некомпетентности, лени и тому подобное.
Наибольшее заблуждение заявителей – в том, что услугу оказываем мы. МФЦ – это единое место приема, регистрации и выдачи документов гражданам и организациям при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Работа структурного подразделения включает в себя 218 услуг. Естественно, один специалист не может охватить такое количество. Поэтому у нас существует условное разделение функций: три окна – это Рос­реестр как наиболее востребованная услуга, плюс самые простые обращения – мы их называем услугой одного заявления, как, допустим, справки в МВД. Еще три окна являются универсальными, перечень их функций – это Пенсионный фонд, миграционная служба, налоговая служба, МВД. Исходя из того, что нагрузка весьма серьезная, мы постоянно работаем над повышением качества обслуживания населения. В головном офисе МФЦ в Красноярске создан учебный центр. Наши специалисты проходят обучение ежемесячно. Учитывая то, что законодательство часто меняется, вносятся какие­-то поправки, мы очень стараемся идти в ногу со временем, все успеть, вовремя обучить.
Сейчас также имеется прекрасная возможность оформить любые документы в режиме «онлайн» на портале «Госуслуги». Мы, по возможности, стараемся переориентировать население на получение услуг в электронном формате, потому что в первую очередь это экономит их время. Так же на сайте и на портале МФЦ можно проверить, на какой стадии готовности находится нужный документ. Это на самом деле очень удобно.
Еще одна из проблем – часто люди приходят с неполным пакетом документов и с неясной целью обращения. Мы всегда стараемся разобраться в каждом случае. Но иногда необходима консультация специалистов органов государственной власти. На стендах МФЦ имеется информация о телефонах и адресах государственных и муниципальных служб. Можно позвонить, уточнить любые нюансы.
Конечно, схема работы МФЦ несовершенна. С этим я не спорю, но мы не стоим на месте. Процесс становления нашей службы оказался долгим, но это связано со спецификой МФЦ. Наша организация – достаточно молодое детище, но стараемся совершенствоваться. Допустим, в текущем году мы впервые осуществляли услугу по включению избирателя в список избирателей по месту его нахождения.
Режим работы структурного подразделения мы максимально подстроили под рабочий график населения. Мы открыты в понедельник, вторник, четверг, пятницу с 8:00 до 18:00 часов. В среду работаем с 8:00 до 20:00 часов, в субботу с 8:00 до 17:00 часов. Хочется призвать граждан к пониманию: мы тоже люди, иногда можем ошибаться, но на самом деле мы стремимся к тому, чтобы более качественно выполнять свою работу.
Также в целях повышения комфорта населения при получении документов, в апреле 2016 года в муниципальном образовании г. Дивногорск открыто территориальное обособленное структурное подразделение в селе Овсянка. Расположено оно по адресу ул. Гагарина,4 – это здание Дома культуры, второй этаж.
В заключение Наталья Валерьевна поделилась статистическими данными за прошедшие три года: в 2015 году за предоставлением услуг обратилось 15 457 заявителей, в 2016 году – 29 516, в 2017–29 450 заявителей, при численности населения МО Дивногорск – 29 117 человек. Из этого следует вывод, что работа МФЦ очень востребована. Но, как у нас часто бывает, открыть – открыли, а вот нюансы и тонкости не проработали. Но это вполне выполнимая задача. Остается только пожелать дивногорцам набраться терпения и проявить понимание к работникам МФЦ.

Ольга ФРОЛОВА


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ