В нашей стране День работников торговли отмечается каждую четвертую субботу июля. В 2018-м праздник выпадает на 28 число. Его считают своим все специалисты, занятые в сфере закупок и продажи товаров и услуг. Сегодня свободная торговля является неотъемлемой частью мировой экономики, и каждый из нас выступает в роли продавца или покупателя.

Расцвет торговли в Дивногорске пришелся на конец 60-х гг. В разных районах города открывались специализированные магазины: гастрономы, универсамы, хозяйственные, одежды и обуви. В «Кругозоре» продавали книги, в «Мелодии» – музыкальные инструменты, проигрыватели, виниловые пластинки, радиоприемники и т.п., в «Колосе» – хлебобулочные изделия, в «Детском мире» – игрушки и товары для детей.
В начале 90-х гг. страна стала другой, изменился экономический уклад. На смену плановой экономике пришла рыночная, что отразилось и на торговле. Наступила эра ларьков с заграничным ассортиментом (сладкие батончики, газировка, жевательные резинки, алкоголь, сигареты и пр.), бартера и американских окорочков. В 2000-х все изменилось. Вместо ларьков появились супермаркеты, в которых можно было купить все – от продуктов питания до средств гигиены. Российские производители вступили в конкурентную борьбу за покупателя. На торговых прилавках импортные продукты уступили место товарам российского производства. Не отставали и нишевые продавцы, например, строительные магазинчики, магазинчики автозапчастей и др.
А что в Дивногорске? Наш город не минула эпоха перемен. Как и вся страна, местная торговля пережила талонную систему, ларечное изобилие и стихийные рынки. Сегодня у нас почти не осталось ларьков, исчезают павильоны, а одежду и обувь люди все чаще покупают не на вещевых рынках, а в специализированных магазинах. Дивногорских покупателей заманивают федеральные и региональные торговые сети. «Командор» и «Магнит» открыли свои магазины в разных точках города. Не отстают от них и дискаунтеры «Светофор» и «Батон» (от англ. discount — скидка, делать скидку. Магазин с широким ассортиментом товаров по ценам ниже рыночных. В этих торговых точках издержки снижаются за счет минимального количества работающего персонала, упрощенного интерьера торгового зала и выкладки товаров. – Прим. ред.). Здесь можно купить как сезонные товары, так и необходимые в повседневной жизни. Хотя пока еще остаются актуальными для нашего города привычные магазины с небольшими отделами (Дом торговли – магазин № 40, «Буратино», «Березка», «Союз», «Енисей», ТК «Центральный»). Они, хоть и не на 100%, но помогают утолить потребительский голод. Отголосками прошлого остается стихийный рынок у дороги на ул. Бочкина – торговые ряды у недавно открывшегося в здании бывшего рынка «Магнита», небольшой ряд продавцов у 40-го магазина, пытающихся заработать весной и летом на рассаде, сезонных овощах, фруктах и ягодах с огорода, а зимой на разносолах. А молодежь манят огромные торговые центры по типу красноярских «Планеты» или «Июня».
Сегодня в нашем городе в торговой сети насчитывается 192 объекта. Однако, несмотря на такое количество точек, реализуемые в них товары являются в основном товарами первой необходимости. В городе отсутствуют специализированные магазины розничной торговли, к примеру, изделиями из меха и кожи, головными уборами, музыкальными инструментами, ювелирными изделиями, домашними животными, автотранспортными средствами и т. д. Нет ни одного предприятия или индивидуального предпринимателя, торгующего оптом, имеющего брендовый бутик или комиссионный магазин. В основном это связано с невысокой покупательской способностью населения, а также близостью Красноярска, где можно удовлетворить любые покупательские потребности. Местные предприниматели не выдерживают конкуренции с краевым центром и крупными сетями и сворачивают торговлю. На 01.01.2015 г. на территории муниципалитета работало 295 точек.
Развитие цифровых технологий значительно повлияло на торговые взаимоотношения. Розничным продавцам приходится конкурировать с Интернет-торговлей. По оценкам экспертов, это направление в ближайшее время все активнее будет завоевывать свою долю рынка. В крупных российских городах электронная торговля уже «подмяла» под себя реализацию одежды, обуви, косметики, бытовой техники. Онлайн-направление начинает завоевывать и самый живучий сектор – продукты питания.
Каковы же перспективы? Продавцам небольших городков по типу Дивногорска специалисты советуют нацеливаться на потребности пожилых людей и семьи с небольшим доходом. Молодежь и люди среднего возраста будут продолжать ориентироваться на шопинг в больших торговых центрах, главная фишка которых – семейный и корпоративный досуг.
В то же время неизменным остается одно. Торговля как в прошлом, так и в настоящем держится на хрупких женских плечах. Милые дамы разного возраста стоят за прилавком и приветствуют покупателей светлой улыбкой, предлагая купить тот или иной товар. Владеют магазинами и следят за последними изменениями рынка, как за модными тенденциями. Ведь торговля – это выстраивание связей и обмен ценностями. А кто, если не женщины, в полной мере владеет этими умениями и успешно применяет их на практике. И именно благодаря работникам торговли, их ответственному и неустанному труду все мы получаем удовлетворение своих запросов в услугах и товарах.


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ