Миша очень рано остался без попечения родителей. Мама с папой предпочли ребенку бутылку водки. В восемь лет мальчик попал в детский дом. Он и до этого был враждебно настроен против всех взрослых – благодарность родителям-алкоголикам, а после того как лишился родного дома, совсем озлобился и закрылся. Воспитатели в детском доме к нему относились неплохо, но мальчик никого не впускал в свою жизнь. В 12 лет он начал курить, а в 13 совершил первый побег из приюта. Так бы пошел Миша по наклонной, если бы не директор техникума, куда его пристроили после очередного побега.

Подобных историй тысячи. Миша, к великому сожалению, не единственный сирота в нашей стране. Как показывает практика, сироты намного чаще, чем дети, имеющие родителей, теряются по жизни, спиваются, попадают в тюрьмы – сворачивают с верного пути. Спасти таких детей могут только неравнодушные взрослые. К счастью, в нашем городе такие люди есть.

Гидроэнергетический техникум сегодня является инновационной площадкой проекта «Создание модели социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе учреждений среднего профессионального образования Красноярского края». Потребность в создании проекта возникла не на пустом месте: из общего числа студентов техникума 20% относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема увеличения количества правонарушений, самовольных уходов, отсутствие интереса к профессиональному обучению возросла в разы в 2014 году – после присоединения к техникуму лицея № 30. Необходимость была очевидной и острой.
Таким образом появился на свет социальный проект, предусматривающий индивидуальную наставническую опеку над студентами. Эту сложную работу педагоги техникума начали с методологической и консультативной помощью специалистов корпоративного университета ПАО «РусГидро», которые провели серию обучающих семинаров для сотрудников техникума и представителей детских домов нашего края. Кроме занятий теоретического характера, были индивидуальные занятия с будущими наставниками по формированию навыков практической работы с подростком: психолого-педагогические тестирования педагогов, определяющие их возможности быть наставниками, тренинги в форме ролевых игр, мастер-классы по различным формам наставничества.

В чем же заключается миссия наставника в понимании участников социального проекта? Наставник – это взрослый, значимый, самодостаточный, профессионально и социально состоявшийся человек. Во всех жизненных ситуациях он окажет помощь, научит решать проблемы, подставит плечо в трудную минуту.

Три года потребовалось педагогическому коллективу техникума на то, чтобы в соответствии с разработанной моделью внедрить новый формат работы с детьми данной категории и социальными партнерами проекта – работодателями, детскими домами, службами занятости, волонтерскими организациями. Сильной стороной проекта стала система наставничества, в которой задействованы 33 педагога для обучающихся детей из обозначенной выше категории.

Начинать работу было очень страшно, делятся наставники. Но их стимулирует и вдохновляет достигнутый результат, лучшая демонстрация которого – краевой обучающий семинар, проходящий на базе ДГЭТ второй год подряд. В рамках развития этого проекта на прошедшей неделе Гидроэнергетический техникум принимал гостей со всего края: 118 педагогических работников из 36 профессиональных образовательных учреждений приняли в нем участие. В том числе прибыли представители руководящего состава из 30 учебных заведений. А также педагоги из 8 краевых детских домов.

В качестве почетной гостьи и непосредственного участника обсуждений на мероприятии побывала заместитель министра образования Красноярского края Ольга Николаевна Никитина, которая одобрила проект и сразу же обозначила его как своеобразную точку роста в образовательной системе.

Таким образом, наставничество как дополнительный ресурс в техникуме даёт положительную динамику в развитии и самоорганизации подопечного. После окончания учебного заведения выпускники-сироты не остаются без поддержки специалистов: через ЦЗН совместно с Агентством труда и занятости населения Красноярского края разработана и внедряется система их трудоустройства.
Опыт наставничества дал положительный мощный ответ, и поэтому педагоги ДГЭТ распространяют проект по всему Красноярскому краю и далеко за его пределы. В феврале 2018 года директор техникума Нина Мечиславовна Уфимцева приняла участие в первом всероссийском форуме «Наставник-2018» в г. Москве. В марте 2018 года специалисты техникума приняли участие в обмене опытом на окружном форуме по наставничеству, а в ноябре этого же года в научно-практической конференции в г. Иркутске. В марте 2019 года специалистами техникума Л. Н. Зенченко и К. Г. Медведевой проведён выездной практический семинар по созданию модели социально-профессиональной адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в г. Улан-Удэ и районах республики Бурятии.

В жизни практически каждого из нас есть определенный круг близких и родных людей. мы всегда готовы жертвовать ради них, и это в принципе обычное дело. А вот по-настоящему вдохновляет и трогает до глубины души самопожертвование ради чужих детей. И самый главный секрет здесь заключается в том, что наставники не считают этих детей чужими. Они принимают их в свою жизнь, как членов семьи. Вникают в их проблемы, готовы защищать до последнего, пока не будут уверены: ребенок встал на верный путь, он способен позаботиться о себе и крепко стоит на ногах.


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ