В последние годы в сфере торговли нашего города произошли радикальные изменения. Еще вчера казалось, что в небольшом по размерам и количеству жителей Дивногорске вряд ли могут появиться крупные торговые сети, захватившие рынок краевой столицы. Многие горожане ездили в Красноярск не только ради того, чтобы походить по музеям, посмотреть спектакль в театре или новый фильм, вышедший на экраны. Нет, в театры и музеи мы, конечно, тоже ходим. Но все же, чего греха таить, дивногорцы едут в мегаполис прежде всего за покупками. Хотя в местных магазинах, казалось бы, можно купить практически все, что нужно для жизни, от продуктов до бытовой техники и стройматериалов. В чем же дело?

В первую очередь, в более широком выборе товаров. А во вторую… Нет, скорее все же в первую, – в ценах на продукты и иные товары. Желание сэкономить вполне объяснимо, когда жить приходится от зарплаты до зарплаты. Еще до появления в Красноярске магазинов-дискаунтеров жители с большими сумками ехали закупаться продуктами на многочисленные продовольственные базы краевого центра, где можно было прибрести все, что нужно, дешевле, чем в магазине. С открытием сети «Светофоров» потоки покупателей перетекли в них. А потом пошло-поехало! Крупные торговые сети стали открывать свои дискаунтеры, где можно купить товары по сниженным ценам. Бум таких магазинов в Красноярске уже прошел.

А в Дивногорске он в самом разгаре! Никто даже и не заметил исчезновения «Светофора», который тихо закрылся после нескольких лет работы. Ездить на окраину города горожанам стало невыгодно. За последние три года в Дивногорске открылось аж 10 супермаркетов и дискаунтеров: два «Магнита», три «Батона», два «Командора», три «Пятерочки»! А еще «Fix Price» и «Фасоль»! В голове не очень-то укладывается, зачем нам столько. Но, как говорится, рынок есть рынок. Сегодня, в отличие от незапамятных 90-х, когда в стране процветал челночный бизнес и повсюду стояли непрезентабельные киоски со всякой всячиной, не соответствовавшие требованиям СанПинов, покупатель стал требовательнее. Ему важно все: и цена, и условия хранения товаров, и возможность самому выбрать тот товар, который его устроит. В отличие от обычных магазинов супермаркеты и дискаунтеры более лояльны к требованиям покупателей, и потому выигрывают у небольших магазинов в конкурентной борьбе. Хотя не всем нравится, когда товар лежит на поддонах и полках, как, например, в «Батоне» или «Fix Price». Да, дешево, и ассортимент большой. Но есть свои нюансы.

Обратная сторона этого бума в том, что для местных предпринимателей, работающих в сфере торговли, бизнес теряет свою привлекательность, становится невыгоден. Часть павильонов в шаговой доступности уже закрылась, другие пока работают, но на минимуме рентабельности. Примеров тому хватает: павильоны на ост. «Стадион» и на Набережной в районе причала закрыты, а в помещении бывшего магазина № 40 скоро откроется еще один дискаунтер – «Хороший».

При подготовке материала мы поинтересовались мнением дивногорцев, как они относятся к тому, что крупные сети теснят мелкие торговые точки. Мнения разные, но большинство опрошенных высказалось примерно так: «Да какая разница? Лишь бы продукты были качественными и недорогими».

Мы поинтересовались и мнением местных властей. По словам зам. главы города А. К. Рымарчука, большие сети выигрывают у маленьких магазинов благодаря наличию складов, лучшей логистике и большему товарообороту. Это позволяет снижать цены на некоторые товары. А второй плюс в том, что большие сетевые магазины легче контролировать в отличие от павильонов, где можно порой приобрести и несертифицированные продукты. Однако, по мнению Александра Кимовича, нельзя допустить закрытия всех магазинов шаговой доступности. Покупателя нельзя лишать возможности покупать хлеб, молоко, спички, соль и другие товары первой необходимости рядом с домом. Ограничивать конкуренцию запрещено законодательством, но все же и небольшие торговые точки не должны вовсе исчезнуть, считает зам. главы города.

Законы рыночной экономики таковы, что в конкуренции с крупными торговыми сетями обычные магазины и павильоны, как правило, проигрывают. Они вынуждены либо закрываться, либо подстраиваться под требования рынка и покупателей. Иного просто не дано.


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ