Красноярский край – это огромная территория с богатыми природными ресурсами. Это сердце Сибири. В декабре 2019 года край отмечает 85-летний юбилей. Готовясь к событию, мы публикуем материалы, посвященные истории нашего края, повествуем о самых ярких событиях, рассказываем о людях, попавших в хроники Красноярья.

Дивногорск – тоже сопричастник этого праздника. О том, как город начинал свое существование в 50-годах двадцатого века, рассказывает наш сегодняшний гость Владимир Ефимович Василистов. Он первопроходец. Один из тех, кого принято называть «первым десантом». Владимир Ефимович до сих пор помнит день, когда впервые увидел непролазную тайгу, на месте которой позже появился город с чудным названием – Дивногорск. Это было 10 мая 1956 года. Наш гость захватил те времена, когда могучий Енисей замерзал, покрываясь толстой коркой льда.

Строительную бригаду,60 плотников, из Красноярска до места назначения доставил катер «Карат». Из жилых строений – только скит. А кругом – скалы и тайга, кишащая мошкарой. Пессимистических настроений было много: кто-то из рабочих в принципе не верил, что в этой местности можно что-то построить. Слишком уж необузданной казалась тайга, слишком суровыми были скалы, нависающие над батюшкой Енисеем. Строительство Дивногорска начиналось с чистки территории – одной из самых трудных задач. Рабочие бригады с утра и до позднего вечера рубили просеки. Прежде чем возводить первые жилые дома на набережной, пришлось хорошенько потрудиться: вырубать пришлось не только тайгу, но и скалы.

Практически в это же время началась подготовка к строительству плотины, и на противоположном берегу, на скале, появилась надпись, поднимающая дух комсомольцам-добровольцам,  «Покорим Енисей!». И они покоряли. День за днем, не обращая внимания на усталость, шли к поставленной цели – построить город, обуздать могучую реку, оставив свой след в истории.

– Трудились от зари и до заката солнца, – вспоминает Владимир Ефимович. – Очень много работы выполнялось вручную, потому что дорог-то не было. Баржа приходила ближе к вечеру – разгружали бревна, до места назначения перевозили их на санях. Это уже чуть позже начали перегонять технику из Красноярска. Когда началось строительство КГЭС, я ушел из бригады плотников, сев за руль двадцатипятитонного самосвала «МАЗ-525». Норма – 28 рейсов за 12-часовую смену. Перевозили гравий на Бирюсу, отсыпали дороги.

Перекрытие Енисея, 1963 г.

Владимир Ефимович помнит Андрея Ефимовича Бочкина. Много раз встречался с ним, и об этих встречах остались только хорошие воспоминания. А. Е. Бочкин был простым человеком, никогда не отказывал в помощи, если был в силах что-то сделать, заботился о людях, с которыми работал. Никогда не отсиживался в кабинете, его всегда можно было найти на одной из стройплощадок. И что уж там говорить, гидростроителем он был гениальным. Одним из профессиональных рекордов Бочкина многие специалисты называют перекрытие Енисея. Предварительно считалось, что на работы уйдет около трех суток. Но Бочкин выстроил процесс так, что бригада управилась за 6,5 часов. Знакомством с таким человеком можно только гордиться, уверен Владимир Ефимович.

С 1973 по 2003 гг. В. Е. Василистов провел за рулем грузового автомобиля. Гордится, что приложил руку к строительству каждого здания в Дивногорске и возведению плотины КГЭС. Более того принимал участие в строительстве Красноярской ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, экскаваторного завода, аэропорта в Емельяново.
Глядя на город, который он когда-то строил, Владимир Ефимович понимает, насколько важным делом был занят на протяжении всей жизни. Сегодняшний Дивногорск – одно из красивейших мест в Красноярском крае, а кто-то даже уверен, что и на всей планете.


Комментарии:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. А мне помнится осень 1958 года, когда в Дивногорске проходил ПИОНЕРСКИЙ СЛЁТ Киррвского района Красноярска. Нас, участников, доставили сюда на пароходе, и на площадке, отвоёванной у тайги, нас встретили те, кто уже жил в Дивногорске. Мне запомнились парни в фуражках с зелёными околышами — мы, пацаны, уже знали, что это те, кто служил пограничником. На площади была грязь, по краям площади, у леса, было несколько баранов. В одном из них нас вкусно покормили после торжественной части, вручили открытки с печаткой КОМИТЕТ ВЛКСМ К ГЭС СТРОЯ… Надо порыться в своих архивах, где-то есть эти давние сувениры от первых строителей Красноярсеъкой ГЭС…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ