Дивногорск по размерам занимаемой площади город небольшой, но со сложным рельефом. Крутые спуски, затяжные подъемы, пологих участков не так много. Поэтому значимость общественного транспорта для горожан невозможно переоценить. Тем более что население Дивногорска стареет, а пожилым людям сложно передвигаться по многочисленным лестницам. К счастью, автобусы в нашем городе ходят бесперебойно, и в течение дня уехать с Заводской на ул. Набережную и обратно не составляет проблем. А поздним вечером, когда автобусы уже не ходят, выручает такси.

НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЕ РЕЙСЫ

Горожанам, работающим на предприятиях, расположенных за городом, приходится сложнее. Регулярного автобусного движения ни до СКАДа, ни до Красноярской ГЭС нет. Городские автобусы, обслуживающие маршруты № 1 и № 5, долгое время совершали несколько рейсов до Красноярской ГЭС. Их услугами пользовались и работники завода «ТехПолимер». Но с 1 февраля движение общественного транспорта в том направлении прекращено. Вместо этого руководство «Техполимера» договорилось с «Дивногорской транспортной компанией» о перевозках только своих работников. Теперь они будут осуществляться заказным автобусом. О том, почему принято такое решение, а также и о проблемах пассажирских перевозок в Дивногорске, нам рассказал директор «Дивногорской транспортной компании» А. Ю. Черкашин.

– С 1 февраля движение маршрутных автобусов до Красноярской ГЭС остановлено. Мы более пяти лет возили людей в этом направлении на свой страх и риск. Маршрутной карты на эти перевозки нет, поэтому постоянно рисковали, так как сотрудник ГИБДД вправе остановить и оштрафовать на немалую сумму, – сообщил Александр Юрьевич.

По словам А. Черкашина, за сутки маршрутные автобусы выполняли 12 рейсов на двух маршрутах – по шесть до ГЭС и обратно. Официально маршрут не был зарегистрирован. Хотя, по словам перевозчика, он подавал заявление на открытие маршрута в администрацию города, однако торги по нему так и не были объявлены.

Причина прекращения движения автобусов не только в отсутствии официального маршрута, но и в больших расходах на перевозки.

– У меня офис в выходные дни на два часа раньше начинал работу и позже заканчивал только из-за того, что были рейсы до Красноярской ГЭС. При этом маршрутом пользовались фактически только работники Техполимера, – говорит А. Черкашин.

Кроме ТехПолимера, в доставке своих сотрудников заинтересовано еще одно предприятие города – бывший ЗЖБИ, а ныне ООО «Стройбетон». Но с ним существует договоренность по доставке работников заказным автобусом.

Теперь и с ТехПолимером заключен аналогичный договор. Ежедневно до предприятия выполняется 5 рейсов – два туда и три обратно. А вот те, кто трудится на других предприятиях в западной промышленной зоне, оказались в сложном положении. Нам позвонила работница автозаправки, которая не знает, как теперь ей добираться до места работы. На чем она и другие дивногорцы, занятые на небольших предприятиях, будут теперь ездить на работу и возвращаться домой, непонятно.

ЗАЩИТИЛИ ДОТАЦИИ

По словам А. Черкашина, протяженность удлиненного маршрута до КГЭС – 12,5 км один в одну сторону, на круг – 25 км. Общий пробег машин на этих рейсах в сутки составлял 75 км. Предприятию неофициальные рейсы, по словам директора, приносили убытки. Да и открытие официального маршрута вряд ли позволит окупить затраты. Причина – в низкой наполняемости рейсов. А. Черкашин считает, что кроме работников ТехПолимера пользоваться им будут единицы – в основном горожане, имеющие садовые участки в районе р. Лиственки и за заводом ЖБИ.

Для сравнения приведем данные по действующим маршрутам. Протяженность маршрута № 1–16 (8+8) км, маршрута № 5–14 (7+7) км. Два маршрута обслуживают десять автобусов – по пять на каждом маршруте. Интервал движения в будни – 12 минут. Оба маршрута востребованы. Но это, говорит А. Черкашин, не приносит коммерческой выгоды. Причина в том, что стоимость проезда долгое время не менялась, в то время как цены на ГСМ, запчасти выросли, повысились и налоги. Да и МРОТ все время растет. И даже недавнее повышение тарифа на проезд по городу до 22 руб. не слишком помогло автотранспортному пассажирскому предприятию.

– Дивногорск – единственный муниципалитет в крае, где администрация города не платила ни копейки за внутригородские пассажирские перевозки. В отличие от маршрутов 101, 102, 104. На них перевозчику, краевому предприятию, выделяются немалые дотации. В прошлом году мы заявлялись на торги по 102-му маршруту, но проиграли их. Хотя я предлагал снизить интервал движения между рейсами до 15 минут. Сейчас он гораздо больше, – отметил А. Черкашин.

И все же на 2020 год предприятие защитило дотации, хотя официально это, по словам его директора, никак не оформлено.

Добавим также, что с мая по сентябрь дополнительно в расписание движения городских автобусов появляются рейсы до садов, расположенных за заводами НВА и СКАД. И они тоже осуществляются только по инициативе предприятия. Сохранятся ли они в наступившем году? Пока, по словам перевозчика, этот вопрос открыт.

СЕЗОННЫЙ МАРШРУТ

Мы поинтересовались, что думают по поводу пассажирских перевозок за рамками официальных маршрутов в администрации г. Дивногорска. Директор МКУ «Городское хозяйство» Р. М. Шнайдер сообщила, что открывать постоянный маршрут для перевозки горожан в направлении Красноярской ГЭС нецелесообразно. Потому как большинство частных предприятий решает вопрос с подвозом своих работников самостоятельно. А ни жилья, ни иных объектов социальной инфраструктуры на данной территории нет. В настоящее время прорабатывается вопрос по организации сезонного маршрута на этом направлении, который будет действовать с мая по сентябрь. Разрабатывается схема движения пассажирского транспорта, после чего будут проведены торги по определению предприятия-перевозчика. А вот в направлении садов, расположенных за заводом НВА, дополнительные автобусы ходить в этом году точно не будут. На этом участке необходимо сначала выполнить ремонт дороги, сделать освещение. Средств на это в бюджете МО пока нет, но администрация города заявилась во все краевые программы. Удастся ли добиться финансирования на эти цели, покажет время.


Комментарии: