Приглашение ПСО (поисково-спасательного отряда) отправиться в рейд по покрытой льдом акватории Красноярского моря – как раз тот случай, когда отказаться просто нельзя. Это уникальная возможность совместить приятное с полезным. Красотами здешних мест насладиться и заодно провести профилактические беседы с нарушителями, которые рискуют собственными жизнями, выезжая на опасные участки залива.

Настрой перед этой операцией был более чем позитивный, но, когда пришло время устраиваться в кабине судна на воздушной подушке, весь оптимизм как ветром сдуло. А вдруг…? Но пути назад уже не было, как говорится, назвался груздем – полезай в кузов. А этот кузов на первый взгляд показался тесным и неустойчивым. Просто «рай» для клаустрофобов, коим я и являюсь. Поскольку передвигаться мы собрались по шаткому в это время года льду, то маршрут казался прямым путем к панической атаке.

Но страх испарился сразу после старта. Скорость практически не чувствовалась, судно шло как по накатанной ровной трассе. И вот тогда интерес вытеснил все страхи. Красноярское море и окружающие его скалы славятся природной красотой в любое время года. Неудивительно, что отдохнуть в окрестностях спешат и рыбаки, и туристы. Это возможность подышать свежим воздухом, сделать крутое селфи, набраться впечатлений.

Огорчает одно – отдыхающие не соблюдают элементарных мер безопасности. По пути мы встретили около двадцати автомобилей, расположившихся на льду. Видимо, туристы считают, что ничего плохого не случится. Ведь, кроме их собственного транспорта, рядышком припаркованы автомобили других отдыхающих. Наверное, думают, что не одни такие – пронесет. Это, безусловно, «аргумент». А вот факты говорят о следующем: ежегодно на Красноярском море под лед уходят машины, иногда вместе с пассажирами. На что рассчитывали?

В ходе рейда нам встретилась группа спелеологов. Ребята приехали на море с целью обследовать пещеру «Ледяная». Спасатели остановили ребят примерно на середине акватории – именно на этом участке лед пока прочный, но нельзя не делать поправку на аномально-теплую зиму. Туристам вручили листовки с информацией о том, как позвать на помощь в экстренном случае. Юные спелеологи, улыбаясь, поблагодарили за беспокойство и сообщили, что к этому походу готовились, в том числе проходили инструктаж по технике безопасности. Но, когда их попросили назвать основные действия в случае ЧП на льду, повисло неловкое молчание. И о чем тут можно говорить! Настоящий отряд самоубийц. Выходит, собираясь на отдых, они рассчитывают только на звонок спасателям, на помощь извне. Она обязательно придет! Если успеет…

Впечатлил правый берег залива – настолько явное отличие от противоположного. Мягкий и ровный ход нашего транспорта резко сменился. Судно плавно качнулось, и я с ужасом увидела, как, удаляясь к берегу, поднимая ледяные глыбы, пошла волна. В этой местности лед более рыхлый, рассказывает начальник ПСО КГКУ «Спасатель» Павел Иванович Правитель. Виной тому подводные выбросы известняка, что делает лед похожим на поролоновую губку. И здесь уже не играет роли толщина ледяного покрытия: оно хрупкое, и вряд ли выдержит вес взрослого человека, что уж говорить о машине. Кстати, именно в этой местности в прошлом году ушел под воду легковой автомобиль с водителем и двумя пассажирами. Один выбраться не успел.

Несмотря на то что рейд – это очень увлекательное путешествие, огорчило количество нарушителей. И, по утверждению спасателей, это не предел. Экстремалов не пугает даже статистика. А ведь стоило бы прислушаться. Взять хотя бы первую неделю 2020 года. Тогда ПСО спас жизни 8 человек. Все они могли навсегда остаться на дне Красноярского моря, если бы не подоспевшие вовремя спасатели.


Комментарии: