Создавая что-то новое и полезное, каждый человек радуется, видя положительный результат. В практике нашей редакции много проектов, созданных с абсолютно бескорыстной целью – помочь нуждающимся. Но один из них особенный для нас. Он затеян с целью дать возможность детям с особенностями развития учиться в обычной школе. С недавнего времени такие понятия как «тьютор», «ресурсный класс», «инклюзивное образование» стали для редакции «ОЕ» ближе и понятнее. Стартовал проект два года назад, и сейчас мы решили опубликовать целый цикл материалов, посвященных ресурсному классу школы № 4  г. Дивногорска.

Цель мы преследуем единственную – очень хочется рассказать о том, каких успехов достигли дети, пройдя первый год обучения. Мы не опираемся лишь на собственный взгляд. Вы узнаете последние события из уст непосредственных участников. Родители, администрация школы, преподаватели ресурсного класса сейчас тоже подводят итоги проделанной работы.

Светлана Викторовна Феофанова – тьютор и руководитель этого уникального класса. Чтобы работать с детьми-аутистами, она уволилась с предыдущего места работы и прошла профессиональную переподготовку. Небольшой опыт общения с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра) у нее уже был. В детсадовской группе, где Светлана Викторовна в свое время работала воспитателем, были мальчики с таким диагнозом. По нашему мнению, выбрать такое направление в педагогике – это проявление настоящей отваги. Ведь тьютор – невероятно сложная профессия. В его задачу входит персональное наставничество, когда педагог посвящает все свое внимание ребенку, закрепленному за ним.

Сейчас Светлана Викторовна признается: несмотря на прошлый опыт, ей все равно было страшно. С ребенком надо было подружиться, адаптировать его в школьной среде, научиться понимать. Отличительная черта аутистов – неразговорчивость. Такие дети не всегда могут построить полноценную фразу, сформулировав свою просьбу. Многие из них, реагируя на дискомфорт и перемену обстановки, начинают плакать или кусаться и царапаться. Эти вспышки тьютор должен научиться гасить и в итоге минимизировать.

Несмотря на небольшую численность – в ресурсном классе всего четыре ученика – работа проводится колоссальная. На объем знаний, который усваивает ребенок в обычном классе за год обучения, здесь понадобится три года. Сложность в том, что аутисты крепко привязаны к визуальному восприятию. Одно и то же задание дети проходят по несколько раз. Методом повторений и ассоциаций наставники помогают выучить цифры и буквы, используя при этом всевозможные наглядные пособия. На сегодняшний день ученики ресурсного класса выучили пять цифр, трудятся над сложением и вычитанием. Они познакомились с алфавитом, учатся складывать буквы в короткие слова, делить их на звуки, отделять гласные от согласных.

Помимо академических знаний, тьюторы работают над социализацией своих подопечных. Это то, чем ценен и уникален ресурсный класс.

За время работы над этим проектом мы часто слышали от людей, не погруженных в проблему, мнение, что для детей с расстройством аутистического спектра в нашем городе уже есть учебное заведение – КГБОУ «Дивногорская школа» (бывшая школа № 3). Бесспорно, в этой школе есть преподаватели, которые настроены на работу с такими детьми, имеется специальная программа, отличные условия для обучения, спецоборудование и прочее. Только вот один нюанс – все, кто зачислен в «Дивногорскую школу», имеют особенности развития. Не выделяться на общем фоне – это замечательно. Только вот дети с РАС поддаются коррекции, и их просто необходимо погружать в реальный мир. Иначе они на протяжении всей жизни будут вращаться в ограниченном кругу и не привыкнут к социуму. Обучаясь в обычной средней школе, дети получают такую необходимую им инклюзию.

В начале учебного года тьюторы с большой опаской выводили детей на перемену, а о посещении столовой некоторыми детьми даже речи не шло. Сегодня эта проблема на стадии решения. День за днем воспитанники ресурсного класса осваивали школьное пространство. Каждый раз тьюторы увеличивали путь до столовой, буквально измеряли метры пройденного пути. Усердный, кропотливый труд дал свои плоды. Наставники вместе со своими учениками взяли эту высоту, доказав в первую очередь самим себе: нет ничего невозможного. Главное – верить в себя и в тех, кто за тобой следует.

Программа, составленная на этот учебный год, практически освоена. И это настоящая победа над стереотипами, живущими в нашем обществе. Самое главное в этой истории, что вместе мы способны свернуть горы. Было бы желание.

Говоря об инклюзивном образовании, мы прежде всего обращаем внимание на детей с особенностями развития. Но в перспективе происходит нечто большее, чем социализация учеников ресурсного класса. Вместе с ними адаптацию проходят все, кто обучается рядом. Светлана Викторовна убедилась в этом на собственном опыте. Она увидела, что дети, получающие образование в школе № 4, меняют свои взгляды и убеждаются в простой истине – все стереотипы и преграды мы строим сами. Истина в том, что особенным является каждый из нас. Неважно, есть какой-то диагноз или нет. Важнее, каким человеком являешься ты сам.


Комментарии: