Об итогах первого учебного года для детей с аутизмом рассказывает депутат гс, директор школы №4 Е.Г. Коршун

Эта публикация станет завершающей в цикле, посвященном первому учебному году в ресурсном классе – специально оборудованном помещении, где учатся дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Ресурсный класс в средней общеобразовательной школе – это новый опыт для нашего города, поэтому достигнутый результат так важен. Не говоря уже о том, что с газеты «Огни Енисея» этот проект и начался в 2018 году.

Мы уже размещали материалы с отзывами родителей, тьюторов, добровольных помощников из благотворительного фонда «Живое дыхание» и педагогов. Сегодня у нас в гостях директор школы № 4 г. Дивногорска Елена Геннадьевна Коршун. Мы спросили о самых важных и трудных этапах этого исключительного проекта. Несмотря на страхи и огромную ответственность, которую пришлось на себя взять, Елена Геннадьевна ни о чем не жалеет. Наоборот, она настолько впечатлена результатом, что хочет и, более того, готова идти дальше. Что же так вдохновило? Наш корреспондент Ольга Фролова подробно расспросила гостью о том, как все начиналось, о страхах и позитивных эмоциях, о победах и планах.

О. Фролова:

– Елена Геннадьевна, расскажите, как Вы узнали о том, что в Дивногорске планируется открытие ресурсного класса?

Е. Г. Коршун:
– Все началось с совещания у начальника отдела образования г. Дивногорска Галины Васильевны Кабацуры, где собрались директора всех школ города. Вопрос, который был перед нами поставлен, это возможность обучения детей с РАС в средней школе. Мы все прекрасно понимали сложность, ресурсозатратность этой задачи, и, скажу честно, не очень хотелось брать на себя такую ответственность. Тогда Галина Васильевна волевым решением остановила выбор на школе № 4, где я была назначена в тот год директором. Уже позже, в процессе подготовки, узнала, что инициирован этот проект газетой «Огни Енисея», и это придало немного уверенности. Поддержка СМИ дает возможность привлекать дополнительные ресурсы. А освещение самого процесса вдохновляет и укрепляет: приходит понимание, что люди не одиноки в своей проблеме.

Ранее в школе № 4 уже был небольшой опыт в этом направлении: совместно с ДДТ реализован проект по интеграции общего и дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, направленный на обеспечение планируемых метапредметных результатов образования в соответствии с образовательными стандартами. Не скажу, что новость о создании в школе ресурсного класса нас вдохновила или обрадовала, но процесс уже был запущен, и мы занялись подготовкой.

Любое начинание сопряжено с множеством вопросов и проблем. Мы стали изучать опыт других территорий. За рубежом, где в общем классе вместе с обычными детьми обучаются дети с любыми нарушениями здоровья – физическими либо ментальными и психическими, это совершенно привычное дело. За одной партой могут сидеть маленький аутист и ребенок с синдромом Дауна. У нас в стране таких классов не очень много, тем не менее опыт по созданию подобных условий уже наработан. Большую помощь во всех смыслах нам оказал фонд «Живое дыхание», а именно – его идейный руководитель Светлана Владимировна Пискун. Она неоднократно приезжала к нам в школу, участвовала в административных и педагогических совещаниях, выступала на родительских собраниях, терпеливо отвечала на все наши вопросы. В определенный момент пришло понимание – морально мы готовы приступить к работе.

О. Фролова:
– Где искали финансирование? Насколько мне известно, закон об образовании несколько расплывчат в этом вопросе.

Е. Г. Коршун:
– Материальная база – это немаловажная часть для успешной реализации поставленной задачи. Было принято решение написать проект. С ним мы включились в краевую программу «Содействие органам местного самоуправления». Благодаря положительному решению конкурсной комиссии нам выделили 1млн.600 тыс. руб. И, как следствие, к августу 2019 года в школе № 4 появился оборудованный ресурсный класс, новая сенсорная комната и отдельная туалетная комната. Приобретать необходимое оборудование нам помогали и родители детей этого класса, и Красноярская ГЭС.

О. Фролова:
– Как решался вопрос с педагогами и тьюторами? Такие специалисты всегда в цене.

Е. Г. Коршун:
– Нам очень повезло в этом вопросе: его взял на себя благотворительный фонд «Живое дыхание». Они нашли и подготовили специалистов-тьюторов, которым отводится очень важная роль во время учебного процесса. Тьютор – это не охранник и не нянька, как думают многие. Его функция очень деликатна и сложна. Он должен управлять процессом, но не подавлять своего подопечного. Организовывать, но не командовать. «Переводить» язык учителей особенному ребенку, но не коммуницировать вместо него. И, наконец, тьютор должен сам уметь взаимодействовать с детьми-аутистами. Помимо этого, в школе были созданы дополнительные ставки – учителя-дефектолога и психолога.

О. Фролова:
– А с родителями детей с РАС у Вас получается сотрудничать? Они участвуют в процессе или доверили все школе?

Е. Г. Коршун:
– Я смело могу назвать родителей частью нашей команды. Это люди, которых я безгранично уважаю за то, что они делают для своих детей! Они готовы обучаться сами и приглашать сюда известных специалистов, чтобы обучить наших педагогов. Готовы вкладываться материально, чтобы создать дополнительные условия для комфорта, обучения и социализации детей, всячески помогать учителям и тьюторам. Все это для максимально результативного обучения. Такая комплексная работа всех участников ресурсного класса и дала первые положительные результаты.

О. Фролова:
– Да, расскажите, пожалуйста, о результатах первого года.

Е. Г. Коршун:
– Мы узнали на практике, какой это огромный труд педагогов, родителей и, конечно, самих детей. Поэтому в первую очередь я хочу искренне поблагодарить всех специалистов ресурсного класса за их работу. За это время дети достигли определенных успехов, и у каждого они свои. Ребята стали более усидчивыми и восприимчивыми к информации, с удовольствием выходят на занятия в общий класс (где занимаются обычные ученики), перестали бояться своих одноклассников. Смелее осваивают школьное пространство – самостоятельно, без сопровождения тьюторов, выходят в коридор, в туалет, могут дойти даже до столовой. Наши особенные ученики научились жить в условиях ресурсного класса, они пытаются выстраивать коммуникации между собой. Заметен процесс развития мелкой и крупной моторики, увеличился словарный запас. Они научились формулировать и выражать свои просьбы. Еще я хотела бы поделиться огромным достижением: один из учеников с РАС перешел в регулярный класс, где будет в следующем учебном году проводить большую часть учебного времени. Это движение вперед, безусловно, радует и вдохновляет! Сейчас, подводя первые итоги, говорю: я счастлива от того, что могу помочь этим детям найти дорогу в большой и интересный школьный мир. Вдвойне ценно, что победы достигаются в стенах общеобразовательной школы, а это значит, что дети с РАС и их родители не изолированы от общества, а чувствуют себя его частью.

О. Фролова:
– А как остальные дети из обычных классов отреагировали на такое пополнение в школе?

Е. Г. Коршун:
– Все наши страхи по интеграции детей в коллектив одногодок из обычных классов оказались напрасными. Это наша большая гордость – привлечение учеников из регулярных классов. Они незаменимые помощники и детям с РАС, и учителям, и тьюторам. Я считаю, что взрослые могут от них поучиться отзывчивости и доброте.

О. Фролова:
– Что бы Вы посоветовали тем, кто решился на подобный подвиг? Такие классы в принципе могут стать чем-то естественным в российских школах?

Е. Г. Коршун:
– Прошедшие два года, подготовительный и учебный, когда началась реализация школьных программ для детей-аутистов, стали доказательством того, что ресурсные классы могут успешно существовать в стенах общеобразовательной школы. Надо только «чуть-чуть» подготовить коллектив, любить свое дело, идти вперед, не оглядываясь, невзирая на препятствия. Не надо бояться шагнуть за границы видимости.

Больше всего перед любым начинанием нас пугает ответственность и неизвестность. Мы не можем получить ответы сразу на все вопросы, но хочется сделать девизом своей работы известную всем цитату: «Дорогу осилит идущий». Я не буду скрывать: пока еще есть много проблем, которые нам предстоит преодолеть. Присутствует нежелательное поведение у детей с РАС, иногда они не хотят заниматься, потому что плохое настроение. Но наши тьюторы учат выражать свои просьбы и пожелания приемлемым способом – с помощью карточек, интерактивной доски и др. Все шаги к самостоятельности – это большой прогресс для наших детей. Ведь основная цель инклюзии для детей ресурсного класса – это социализация, усвоение норм и правил поведения в обществе.

Первый учебный год закончен, и наша команда составляет планы на год следующий. Пользуясь случаем, хочу поздравить всех учителей, родителей и школьников с окончанием учебного года. До встречи в сентябре!


Комментарии: