Семья Ю.К. Мохова. (Слева направо) жена Людмила Сергеевна, сын Сергей, дочь Ирина и Юрий Константинович. 1980 г. – Дивногорск.

Год 2020 объявлен президентом РФ Путиным В. В. годом Памяти и славы. В рамках этого поручения и по зову сердца в «Огнях Енисея» в течение всего года будут публиковаться материалы о детях, выросших во время Великой Отечественной войны. Наш очередной рассказ посвящен Мохову Юрию Константиновичу (урождённому Курбатову Юрию Германовичу).

Родился 25 апреля 1945 г. в п. Железнодорожный (ныне город Емва) Княжпогостского района Коми АССР. Русский. Трудовой путь начал в 1962 г. токарем в паровозном депо Сольвычегодска Северной железной дороги. В 1964 г., после окончания школы рабочей молодежи, поступил в Ленинградский институт жд транспорта. В 1967 г. вернулся в Вычегодский. Работал электросварщиком в СМП-222 Севтрансстроя. В 1969 г. уехал в Дивногорск на строительство Красноярской ГЭС. С 1970 по 2008 гг. Юрий Константинович работал на РМЗ, пройдя трудовой путь от слесаря, бригадира до начальника цеха металлоконструкций. В 1982 г. заочно окончил Дивногорский лесхозтехникум. За свой добросовестный труд награждён знаками «Победитель социалистического соревнования» в 1973 и 1978 гг., «Ударник девятой пятилетки», почётными грамотами, неоднократно был признан победителем конкурса «Лучший по профессии», являлся ветераном труда Красноярского края. Вместе с женой Людмилой Сергеевной воспитали двух детей: сына Сергея и дочь Ирину, которая работает в Дивногорске директором школы № 2 им. Ю. А. Гагарина и является руководителем проекта написания книги о детях войны. Сейчас в Дивногорске и Красноярске, кроме детей, проживают два внука (Сергей, Даниил), три внучки (Юлия, Дальяна, Дарина) и правнучка София – потомки Юрия Константиновича, который умер 1 декабря 2008 г., похоронен на старом кладбище в Дивногорске.

Мой папа родился в семье ссыльных – Германа Анатольевича Курбатова и Марии Ивановны Панариной. Оба получили срок ещё до войны по политической статье как «враги народа» и отбывали его в Северном железнодорожном исправительно-трудовом лагере НКВД (Севжелдорлаг). Строили Северопечорскую железную дорогу. Мой дед, уроженец Москвы, до лагеря был инженером, преподавал в Московской Промакадемии. Бабушка, урождённая казачка, отбывала срок за «участие в подготовке троцкистского восстания в Ставрополье».

После войны деда перевели в п. Вычегодский Архангельской области. Здесь он работал инженером на строительстве железнодорожной станции и посёлка Вычегодский. Спустя два года в семье родилась дочь Нина. В 1949 г. Герман Анатольевич умер, сказались последствия подорванного в ГУЛАГе здоровья, а бабушка осталась жить в Вычегодском.

В 1950‑е годы деда (посмертно), а потом и бабушку полностью реабилитировали.
Начиная с первого класса папа был активистом и вожаком всех школьных дел, являлся командиром отряда, председателем Совета пионерской дружины.

Любимыми предметами были математика, которая давалась ему легко, физика, русский язык и литература. В старших классах он увлёкся авиамодельным спортом.

Желание делать самолёты передалось, видимо, по наследству. Он побеждал на районных и областных соревнованиях. Увлечённо занимался в драмкружке. Был первым диктором школьного радио, вёл передачи и на поселковом радио. Помогали поставленный голос, хорошая память и грамотная речь. Вскоре бабушка вышла замуж, и папу с сестрой усыновили, поэтому он стал Моховым и с отчеством Константинович.

Вскоре в семье родилась ещё одна дочь, младшая сестра папы – Евгения.

Когда он учился в 4‑м классе, в октябре дали домашнее задание написать сочинение «Как я провёл выходной день». Сочинение писали в рамках проверки районного отдела образования, которая шла в школе. Содержание папиного сочинения было следующим: «С утра мы всей семьёй пошли в магазин за капустой. Капусту продавали по 5 кг на человека, поэтому собрались все: папа, мама, я и сестра Нина. Простояли в очереди достаточно долго, но зато накупили капусты для засолки на зиму. Когда пришли домой, нас с Ниной отправили в магазин за хлебом. В очереди за долгожданным, хоть и чёрным хлебом собралась вся ребятня посёлка. Отстояв часа три, мы с сестрой купили хлеб и пошли домой. Так и прошёл выходной день». После этого сочинения маму вызвали в школу. Учитель и директор школы попросили мою бабушку поговорить с сыном, чтобы он переписал сочинение. Потому что такое сочинение, значительно отличавшееся от работ одноклассников, которые играли в игры, читали книги, ходили в библиотеку и совершали в выходной день добрые дела, сдавать на проверку в районо нельзя. А так как папа учился на отлично, его сочинение должно было быть обязательно. Родители долго убеждали папу переписать сочинение. Но он стоял на своём и говорил, что написал правду, как было, и ничего переписывать не будет. Дома был скандал, а из школы за неподчинение требованиям директора он был отчислен, правда, всего на три дня. После этого бабушка единственный раз в жизни выпорола его ремнём. Вот так папа «пострадал за правду».

В детстве очень много читал. Был постоянным посетителем поселковой библиотеки. Любил книги про войну, разведчиков, зачитывался детективами. Часто читал вслух сёстрам и маме. Нина родилась инвалидом по зрению, поэтому забота о ней была на папе, родители всегда были на работе. Папе было интересно с Ниной, они стали настоящими друзьями. Он ей много читал, защищал от любых нападок соседских ребят. У брата и сестры на двоих были одни коньки «снегурки». Вернее, лезвия к ним. Они привязывали эти лезвия к валенкам, папа – на левый, Нина – на правый, и так двигались повсюду: в магазин, по делам, в школу, в кино.

С книгами связан один из самых запомнившихся папе эпизодов детства. В 1958 г. в Вычегодский привезли полвагона книг. Книжного магазина не было, и жителям посёлка, в т. ч. школьникам, предложили принять участие в акции по распространению книг. Деньги за проданные книги сдавались государству, а само распространение книг бесплатно. Папа с жаром взялся за это дело. Сначала сам читал эти книги, потом, увлекая своими рассказами, продавал их всем друзьям, знакомым, соседям. Как победителя этой акции, папу наградили путёвкой в детский санаторий «Сольвычегодск». Радости семьи не было конца. Но через два дня пребывания в санатории папа самовольно покинул здравницу и, пройдя 15 км пешком, вернулся домой к маме и сестре. Любовь и забота о них пересилили желание отдохнуть в санатории.

Вскоре папа перешёл в вечернюю школу и начал работать токарем в паровозном депо. В 1963 г. окончил среднюю школу рабочей молодежи № 14 ст. Сольвычегодск Архангельской области и поступил в Ленинградский институт железнодорожного транспорта. Так закончилось его детство и началась взрослая трудовая жизнь. А я всему, чего добилась в жизни, обязана своему папе – настоящему сильному мужчине, справедливому человеку, патриоту своей Родины.


Комментарии: