ГДЕ УЧИТЬСЯ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ?

1
583

С сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный  стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня  каждый родитель решает, в какой школе и в каком классе будет учиться его ребенок, независимо от того, здоров ученик или нет. А у школ появляется ответственность и обязанности по созданию условий для обучения особых детей. Делается это под флагом гуманизации и инклюзивного образования.

БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИ…
С начала ноября дивногорские педагоги пятой школы постигали основы работы с учениками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). После вступления в силу госстандарта потребность в учителях с такими навыками резко возросла, в каждой школе обучаются ребята с ОВЗ. Курсы вел старший преподаватель краевого института повышения квалификации педагогов Валерий Попов. Он уже не первый год работает с детьми с ограниченными возможностями, поэтому прекрасно понимает плюсы и минусы нового стандарта. Но об этом позже.
Сегодня система образования напоминает ботанику Карла Линнея, который заложил основы современной биноминальной номенклатуры. Там тоже есть классы и виды. Вот и в учебных заведениях новым образовательным стандартом строго регламентируется, сколько человек и какого вида может обучаться в общеобразовательном (не специализированном) классе. Например, в третьем классе допускается обучать четырех детей восьмого вида!
Теперь представьте урок, где в классе вместе с обычными учениками занимаются умственно отсталые дети. Для них учитель обязан создать индивидуальную программу, по которой будет вестись образовательный процесс. Но, позвольте, а как же остальные дети? Далеко ходить нет смысла, эту историю рассказала педагог одной из дивногорских школ. В ее классе есть ребенок восьмого вида. Учили с ним алфавит. Учительница слепила из пластилина буквы, дала их ребенку, чтобы он лучше их запомнил, а мальчик их взял и… съел. На глазах остальных детей.
Пострадать от реформы могут не только дети с ОВЗ, но и все остальные. Нагрузка на педагогов заметно возрастает. Части особых детей необходимо большее время на освоение материала, они могут нарушать учебный процесс своим неконтролируемым поведением, кто-то из них быстро устает и теряет внимание к теме или начинает требовать внимания к себе.
Именно поэтому и довольно эффективно в СССР действовала система коррекционного обучения. Теперь все специализированные школы сделали общеобразовательными, а особые дети пошли в обычные школы. Но правильно ли это? Понятно, что родители не могут смириться с тем, что его ребенку на основании психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) присваивается какой-либо вид. Особенно пятый и выше. Если мама и папа слабовидящего ребенка вынуждены смириться с диагнозом, то признать свое чадо умственно отсталым для многих очень тяжело. Такое заключение якобы «бросает тень» и на самих родителей (что скажут родственники и соседи?). Поэтому многие из них сегодня ведут своего особого ребенка в обычную школу и обычный класс. При этом, совсем не задумываясь о том, будет ли от этого лучше их сыну или дочери.
Старший преподаватель краевого института повышения квалификации педагогов Валерий Попов, который уже десять лет изучает эту проблему, уверен, что сегодня единственный способ, при сложившихся обстоятельствах, – это работа педагогов с родителями. Нужно убедить их в том, что ребенок отличается от других, что к нему нужен особый подход в особом классе, которые, кстати, сейчас формируются в учебных заведениях.

НЕМНОГО О ЦИФРАХ
По официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, 1,006 млн нуждаются в коррекционной помощи. А по данным ЮНЕСКО, таких детей в нашей стране от 2,5 до 3,5 млн. При этом показатели снижения здоровья детей, количество учеников 5-8 видов держится на одном уровне – 1-3 процента умственно отсталых. Однако, по словам Валерия Попова, на 100 тысяч населения в целом по стране приходится
88,8 человека с диагнозом «умственно отсталый». Красноярский край занимает по этому печальному показателю первое место в России – на 100 тысяч населения 219,4 человека. Причем, не только детей, но и взрослых. Почему так –
никто сказать не может, но факт остается фактом. А если взять общую картину неуспеваемости детей, то в половине случаев она происходит из-за поражения психического развития разной этимологии, среди которой самые тяжелые поражения – умственная отсталость и задержка психического развития.

ГУМАННА ЛИ ГУМАНИЗАЦИЯ?
В связи с гуманизацией и инклюзивным образованием сейчас в нашей стране не осталось коррекционных школ. Их все перевели в разряд общеобразовательных. Теперь уже никто из сверстников не ткнет пальцем в особого ребенка со словами «спецшкольник»! Но не пиррова ли это победа? Дети лишь учатся состраданию, приобретая жизненный опыт. На первых порах они жестоки своей прямолинейностью. Неуспевающего одноклассника также будут чураться и дразнить нелицеприятными словами. При этом институт коррекционных школ канул в лету.
Новый закон об образовании отменил все особые статусы школ (кроме школ для детей с девиантным поведением). Теперь закон гарантирует поддержку не школам, а особым детям. «Подушевое финансирование» школ рассчитывается из количества обучающихся. И если раньше коэффициенты, повышающие финансирование, были у коррекционных школ, то теперь они остались только у учащихся. Если в школе есть ребенок-инвалид, то его финансирование умножается на 2 или 3 (в зависимости от диагноза). На первый взгляд, казалось бы, для инвалидов мало что изменилось, но это не так.
Выделяемого на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе просто не хватит, чтобы обеспечить этим школьникам хотя бы минимально приемлемые условия. Если у ребенка проблемы со зрением, то нужно приобрести наглядный рельефный материал, пригодный для восприятия (с использованием зрения и осязания), укомплектовать аудиобиблиотеку (записи художественных произведений или учебников на электронных носителях), закупить специальные оптические, технические средства («электронная лупа», преобразователи световых сигналов в звуковые и тактильные сигналы, телескопические очки, контактные линзы, диктофоны, «говорящие» калькуляторы) и т.д. А много ли вы видели обычных школ, оборудованных для перемещения детей-колясочников? В нашем городе проблема частично решена лишь в четвертой школе, которая выиграла грант на капитальный ремонт отдельных помещений для инклюзивного образования. А остальные? Они даже не оборудованы пандусами!
На совершенствование и оснащение общеобразовательных школ потребуются большие дополнительные бюджетные средства. Премьер-министр Дмитрий Медведев в апреле этого года заявил, что правительство направляет на формирование образовательной системы 3,762 млрд рублей, что позволит создать в субъектах Федерации сеть базовых общеобразовательных организаций с условиями для инклюзивного образования детей-инвалидов. Именно сеть школ, а не каждую сделают доступной для детей с ОВЗ, для этого денег просто не хватит, а новым стандартом разрешили выбирать любую школу. По факту родители выбирают ту, которая ближе. Вряд ли дивногорская четвертая школа после капремонта ощутила наплыв детей с ОВЗ. И опять же зачем закрывать коррекционные школы, чтобы затем их создавать? По словам руководителя отдела образования МО г. Дивногорск Галины Васильевны Кабацура, чтобы оборудовать школы города в соответствии с требованиями нового стандарта для детей с ОВЗ, необходимо минимум 30 млн рублей!
Еще одна проблема – педагоги. До сих пор система институтов, где готовятся будущие учителя, не может похвастаться тем, что готовят их к особенностям инклюзивного образования. Молодые специалисты, как и 50 лет назад, оказываются не готовы к новым реалиям. То же самое можно сказать и про педагогов со стажем. Они всю жизнь проработали с обычными учениками и просто не знают всех тонкостей обучения детей с ОВЗ. Понятно, что всевозможными курсами повышения квалификации учителей положение пытаются выровнять. Вроде, процесс идет, но его эффективность минимальная. Что можно дать за 60-70 часов учебы на курсах? Поэтому опыт придется приобретать «в бою». Что и делается. Как рассказала еще одна дивногорская учительница, некоторое время назад у нее была паника, когда у ребенка во время урока случался приступ и он бился в конвульсиях. Сейчас уже привыкла, укладывает его удобней, чтобы не задохнулся, и приглашает медика…

Андрей ИВАНОВ


Комментарии:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. 1. Диагноза УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЙ нет. Есть УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСЬ. 2. ни ЭтиМология, а Этиология заболевания..3. Ни дай Бог, Вам столкнуться с этой проблемой.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ