ВЕЖЛИВОСТЬ – ОРУЖИЕ ПРОДАВЦА

0
1027

Количество торговых точек в нашем городе сегодня близко к критическому, эта сфера в Дивногорске, кажется, уже перенасыщена. Десятки продмагов и пара супермаркетов, небольшие павильоны и дискаунтеры (там продаются товары по сниженным ценам), несколько торговых центров, где покупателю предлагается широкий спектр товаров – от бытовой химии и парфюмерии до одежды и обуви на любой вкус и цвет. Приходи, покупай, лишь бы денег на все хватило.

Покупателям, без сомнения, выгодно, когда магазинов много. Можно сравнить, выбрать, что нравится и по качеству, и по цене. Немаловажное значение в условиях высокой конкуренции имеет и культура обслуживания покупателя, хотя в таких магазинах, как «Светофор» или «Батон» о ней говорить не приходится. Туда идут не за качеством, а за низкой ценой. Но все же, большинство из нас за покупками ежедневно идет в ближайший к дому магазинчик или павильон. И каждый день мы оцениваем эту самую культуру обслуживания, хотя порой и неосознанно. Но, согласитесь, что из двух магазинов, где и ассортимент, и цены примерно одинаковы, мы скорее выберем тот, где нас встретили вежливо и с улыбкой, со знанием дела и без раздражения ответили на наши вопросы и сказали «спасибо» за покупку. А в тот, где хмурый продавец вам нагрубил, и в ответ на ваше возмущение ответил: «Мужчина (женщина) проходите, не задерживайте очередь! Здесь не бюро добрых услуг!», ваши ноги в следующий раз сами не пойдут.

В крупных магазинах продавцов и кассиров обучают элементарным навыкам вежливости с покупателями: «здравствуйте», «спасибо за покупку», «пожалуйста», «ждем вас снова» и т.д. И это работает, покупателю приятно, что его хорошо обслужили, и он обязательно вернется сюда в следующий раз. В небольших торговых павильонах персонал вежливости особо не обучен. Общение с покупателем зачастую происходит примерно так: «Что вам? Да, есть (нет). Сколько? Что еще? С вас триста двадцать рублей 50 копеек. А помельче денег нет? Нет? Тогда идите разменяйте в аптеке (парикмахерской, мастерской) рядом, у меня сдачи вам не будет». И бедный покупатель либо ищет, где разменять крупную купюру, либо уходит, не солоно хлебавши. Конечно, я несколько утрирую, но бывали у меня и такие ситуации.

Хотя, казалось бы, малый торговый бизнес должен быть заинтересован в каждом покупателе, будь это бедная бабушка-пенсионерка или обеспеченный бизнесмен. Качественный товар, низкие цены и культурное обслуживание – главные слагаемые успеха в торговле. Пока со всеми этими компонентами в наших магазинах и магазинчиках просто беда.

Судите сами, вот еще один распространенный пример. Приходит покупатель в продуктовый магазин. В торговом зале, кроме вошедшего человека, продавца и торгового представителя,  оформляющего заявку, ни души.  На просьбу покупателя продать ему что-то из товарного ассортимента, следует убийственный аргумент: подождите, я делаю заявку.  Минуточку, это же задача  за третий класс, кто в таком случае должен ждать: покупатель или торгпред?  Последний продвигает свой товар посредством продавца в магазине, и логично было бы с оформлением заявки подождать, обслужить покупателя, но у продавца иная логика.  Впрочем, если вам угодно, продолжайте игнорировать покупателя. Он-то ждать не будет: пожмет плечами и пойдет к конкурентам, благо до соседнего магазина всего 20-30 метров.

И еще одна серьезная проблема маленькой торговли – это неистребимое хамство. Вероятно, оно передается генетически.  Вполне можно понять продавцов продуктовых гастрономов в советские времена. Там были такие очереди, что вам и не снилось, продавец весь день крутился как белка в колесе, поэтому порой и срывался на покупателях. А что сегодня? Никто работника за прилавком улыбаться всем подряд не заставляет, но хоть бы проявляли элементарную вежливость. Покупатель это оценит, придет за покупками еще и еще раз. Вот еще один пример. Приходит клиент в магазин, работающий до 20.00. На часах – 19.45, а продавцы уже в верхней одежде: «Что вы хотели? Магазин закрыт, мы уже кассу сняли». Что тут скажешь? Комментарии, как говорится, излишни.

У супермаркетов, как известно, есть серьезные преимущества перед небольшими магазинчиками: можно приобрести товары по акциям с хорошими скидками, подробно рассмотреть упаковку и найти срок годности товара, получить чек, где указаны все сделанные покупки и их стоимость. А главное, как уже было сказано выше, там с человеком поздороваются и поблагодарят за покупку. Любому из нас это будет приятно

Конечно, у владельцев небольших магазинов нет ни времени, ни возможности на то, чтобы постоянно контролировать поведение своих продавцов. И вежливость для них – не самое ценное качество своего работника. Найти сегодня толкового продавца не так-то просто, приходится принимать на работу тех, кто готов трудиться за не слишком большую зарплату.

Такие магазины всегда занимали и занимают определенную нишу, специализируясь на торговле каким-то узким ассортиментом товарной продукции. Булочная, овощной магазин, молочный, мясная лавка – примеры небольших торговых предприятий. Обычно они стремятся иметь у себя на полках только свежий товар. Впрочем, среднестатистический покупатель в Дивногорске вряд ли может быть советчиком бизнесмену, который в этом деле «варится» не первый год. И все, о чем я здесь написал, всего лишь пожелания.


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ