Слева направо: ИО Красноярского ЦСМ Шпирко С.Л., руководитель проекта Полищук В.И., исполнительный директор ассоциации «Содействие производителям» Бартушка А.В.

Точка роста

Дивногорцы, как и большинство жителей края, уже привыкли видеть на прилавках продовольственных магазинов товары с зеленой шишкой на упаковке. Многие даже отдают предпочтение продукции с символикой ассоциации «Енисейский стандарт», поддерживая местного производителя. Хочется верить, что недалек тот день, когда российским потребителям станет привычным и другой знак – зеленая снежинка с надписью Siberian organic – маркировка продуктов, которые все чаще в народе именуют «зелеными», а специалисты называют органическими.

Блиц-опрос на улицах Дивногорска выявил: мало кто знает, что это такое – органическая продукция. Экологически чистая, натуральная – таковы самые частые предположения горожан. Да, так называемая органика непременно безопасна и, безусловно, натуральна. Но это далеко не всё. И в районах с благополучной экологией птицу или крупный рогатый скот фермеры могут пичкать стимуляторами роста и антибиотиками, а посевы сельхозкультур обрабатывать пестицидами, повышая урожайность. Называй такое мясо или молоко хоть «эко», хоть «натурпродуктом», но в ассоциацию производителей органической продукции ни одна агрофирма, практикующая привычные технологии, не попадет. Потому что главные принципы органического сельского хозяйства – табу на химию, ГМО, любое вмешательство в естественный процесс развития организма, животного или растительного.

Из презентации проекта

Скептик скажет, что никакому фермеру, а тем более крупной агрофирме, такой способ производства просто невыгоден. Задача бизнеса – сократить цикл производства и побыстрее извлечь выгоду. А натуральный способ выращивания тех же мясных пород кур, например, только увеличит себестоимость, а значит и конечную цену, которую мы видим в магазинах. То есть получается, что рядовому потребителю органические продукты не достанутся – просто не по карману. По статистике, не более 1% россиян сегодня предпочтут органическое питание обычным продуктам. Да и производителям такая технология вряд ли покажется привлекательной. Тем более сертификация, дающая право на статус organic, тоже процедура очень затратная. Стоит ли овчинка выделки?

Очень важным направлением по развитию производства органических продуктов в Красноярском крае будет работа с федеральным центром. Поэтому все предложения экспертов отрасли будут направлены представителю региона в парламентском комитете по бюджету Виктору Зубареву. Среди них – о необходимости поддержки органического производства в крае за счет и федерального бюджета.

И тут скептик ошибется. В Красноярском крае кластер, объединяющий производства, нацеленные на выпуск органической продукции, появился в 2019 г. Его участниками сразу стали 15 предприятий. А в 2020-м зарегистрирован бренд Siberian organic, сформирована нормативная и законодательная база. Интерес аграриев к отрасли есть! И желание накормить «зелеными» продуктами немалое, тем более и у производителей, и у потребителей растет понимание, что за таким питанием будущее. А ведь речь не только о мясе и картошке. Грибы, ягоды, орехи – что может быть натуральнее! Органические продукты от самой природы! Потребителю, не посвященному в детали отрасли, трудно поверить, но только по сибирским дикоросам экспортный потенциал оценивается в миллиард долларов. За рубежом-то неплохо знакомы с понятием «органическое питание», в отличие от нас. Так что спрос на внешнем рынке точно есть. А там, глядишь и мы, как обычно, глядя на запад, задумаемся о том, что едим.

Конечно, органическое производство продуктов в регионе, по крайней мере в официальном статусе, – это еще очень молодая отрасль. И о том, как помочь ей продвинуться на российском и международном рынке, шел разговор за круглым столом в Агентстве развития бизнеса (АРБ). Представители министерства лесного хозяйства, министерства экологии и рационального природопользования, чиновники, курирующие различные отрасли сельского хозяйства региона, сотрудники аграрного университета (КрасГАУ), руководство Центра стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ), специалисты в сфере поддержки малого и среднего бизнеса и, собственно, сами бизнесмены, заинтересованные в конструктивном диалоге на заданную тему, говорили о том, что достигнуто за столь короткое время. И главное – что мешает отрасли развиваться и как с этим справиться. Единственное, в чем никто из участников мероприятия не сомневался, – это большие перспективы органики.

Из презентации проекта

Тема круглого стола, состоявшегося 13 сентября, – «Становление отрасли органической продукции в Красноярском крае». Именно так называется приоритетный проект, рассчитанный на 2021-2024 гг. В том, что проект приоритетный, сомневаться не приходится: во главе структуры, объединившей профильные министерства, ЦСМ, преподавателей КрасГАУ, общественников из «Деловой России», сотрудников АРБ, стоит губернатор региона А.В. Усс.

Ассоциация заручилась поддержкой В.В. Зубарева – депутата Госдумы. Все это говорит о том, что на высшем уровне региона и федерации органическое производство продукции рассматривается как перспективное направление. Кстати, наши соседи по сибирскому региону томичи, давно и успешно продвигают новое направление, по крайней мере по дикоросам. Потеснить их и составить серьезную конкуренцию – одна из задач краевой ассоциации производителей органики. А для этого необходимо откорректировать нормативную базу, выстроить систему финансовой поддержки предпринимателей, усовершенствовать схему движения продукции от производителя до потребителя.

В ходе обсуждения прозвучала мысль и о том, что необходимо выходить не только на федеральный уровень. Сотрудничество с главами муниципалитетов не менее важно для продвижения отрасли. Ведь речь не только и не столько о крупных агрофирмах. Возвращаясь к тем же дикоросам, можно быть уверенным, что, преодолев существующие шероховатости в существующей системе, отрасль привлечет предприимчивых жителей малых городов, сел. Они пополнят класс самозанятых, а этот статус только набирает популярность. Появятся новые рабочие места. А местные и краевой бюджеты получат дополнительные доходы. А там, глядишь, и рядовой потребитель начнет выискивать на прилавках упаковки с зеленой снежинкой.

Марина САВЕЛЬЕВА