ГРОМКОСТЬ РЕКЛАМЫ РЕГУЛИРУЕТ ЗАКОН

6359

АудиорекламаНа электронную почту редакции «ОЕ» пришло письмо от нашей читательницы Дарьи. Она пишет:

«Здравствуйте! Уже третью неделю из торгового центра на ул. Чкалова (бывший ТЦ «Советский») доносятся звуки навязчивой рекламы зоомагазина. Без перерыва, с утра до вечера, соседние дома слушают про корм для животных, акции, скидки и уже одурели от циклично повторяющегося текста. Даже через закрытые окна слышен этот монотонный голос – настоящее издевательство. Реклама не прекращается и в выходные дни. Действительно, статья 1.1 закона Красноярского края «Об административных правонарушениях» предусматривает штраф за совершение действий, нарушающих тишину и покой окружающих в период с 23 до 7 часов. Исключением могут быть спасательные, ремонтно-восстановительные и другие неотложные работы, связанные с обеспечением жизнедеятельности и общественной безопасности граждан.
Но пункт второй этой статьи предусматривает ответственность и за использование на повышенной громкости звуковоспроизводящих устройств, в том числе установленных на транспортных средствах, киосках, павильонах, балконах или подоконниках, нарушающее общественное спокойствие и порядок. Значит, предприниматели, оглушающие жителей соседних домов аудиорекламой, всё-таки являются нарушителями. Рассудите, кто прав, кто виноват! И что предпринять, чтобы звук стал тише, а лучше совсем исчез. Спасибо!»

От редакции. Дарья, вы правы, слишком громкая уличная реклама в самом деле не доставляет никакого удовольствия. Когда из громкоговорителя на всю округу изо дня в день вам рассказывают о преимуществах того или иного товара, и текст рекламы повторяется сотни и тысячи раз, то нетрудно предугадать реакцию людей, живущих по соседству с объектом, откуда исходят эти звуковые колебания. От них ведь не всегда спасают даже наглухо закрытые стеклопакеты. После неоднократного прослушивания рекламные объявления начинают произвольно звучать в вашей голове. И она просто пухнет! Когда у соседа играет громкая музыка, на него хоть можно пожаловаться в полицию, а как же быть в этом случае?

Все вопросы, связанные с изготовлением и распространением видео-, аудио-, печатной рекламы и информации рекламного характера на различных носителях – баннерах, растяжках и т.п., регулируется законом №38-ФЗ «О рекламе» от 13.03. 2006 года.

Что говорит закон о звуковой рекламе на улицах?

Закон «О рекламе» напрямую не запрещает звуковую рекламу. Пункт 6. статьи 20 закона запрещает только распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, что приводит нас к выводу о том, что иное распространение звуковой рекламы не находится под запретом.

Следующий вопрос: в каких пределах разрешена звуковая реклама, например, в части уровня шума и времени суток?

Указанные нормативы установлены в Решении Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе». Так, для жилых домов и квартир такие нормативы установлены в п.1.3. Приложения 7.1. Решения, а именно: в период с 7 утра до 23 часов вечера максимальный уровень звука не должен превышать 55 дБА (уровень звукового давления в децибелах); в период с 23 ч. до 7 ч утра – 45 дБА. 55 децибел соответствуют уровню шума между обычным и громким разговором, 45 дБА  – это примерно громкость обычного разговора. Указанные нормативы также содержатся в Санитарных нормах «СН 2.2.4/2.1.8.562-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.1.8. Физические факторы окружающей природной среды. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36.

Что делать если звуковая реклама не дает спокойно жить?

А есть ли способы законной борьбы со звуковой рекламой, нарушающей санитарные нормы? Указанные выше время суток и уровни шума являются общефедеральным стандартом и должны быть едиными для всех городов и субъектов России.

Наиболее простой и действенный вариант борьбы с нарушителями закона – это подача жалобы в прокуратуру либо в ФАС РФ. Причем в случае подачи жалобы в прокуратуру, последняя  в дальнейшем может самостоятельно направить обращение в ФАС. ФАС в свою очередь возбуждает дело по факту трансляции звуковой рекламы и выносит в отношении нарушителя представление об устранении замечаний. В случае необходимости выписывает штраф.

Так, например знаковым можно считать дело Ульяновского ФАС против ООО «Максимум» в г. Димитровграде, когда были нарушены санитарные нормы предельного уровня громкости звуковой рекламы. В отношении нарушителя было возбуждено дело и вынесено решение о признании звуковой рекламы ненадлежащей и было выдано предписание о прекращении нарушения.

В отношении рекламораспространителя превышение нормативов при трансляции звуковой рекламы потенциально может привести к штрафу, причем по двум статьям КоАПа: ст. 6.4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта – штраф на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; ст. 14.3. – нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе – штраф на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Все вышеперечисленное касается буквы закона. Но в обычной жизни, как правило, проблему проще решить путем переговоров, не доводя дело до проверок и разбирательств. Дарья, вы не пробовали поговорить с рекламодателем? Если это, в самом деле, зоомагазин, как вы утверждаете, то, возможно, достаточно просто попросить хозяина торговой точки уменьшить звук аудиорекламы до приемлемого вам  уровня. А уж если рекламодатель не пойдет вам на уступки, то вы вправе решить вопрос в рамках действующего законодательства.

При подготовке материала использована информация интернет-сайта http://lampmedia.ru.