«В военную прокуратуру Красноярского гарнизона обратился гражданин Темирханов С.Д. с вопросом: «Имеют ли военнослужащие право на участие в митингах? Если нет, то какая ответственность предусмотрена
законодательством Российской Федерации?»

Военный прокурор Красноярского гарнизона полковник юстиции Григорян С.Г. разъясняет:

Право на участие в митингах, как форма публичного выражения мнения военнослужащих, закреплено в статье 7 Закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ
«О статусе военнослужащих» (далее – Закон), которая гласит, что они вправе
в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно,
без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях
и пикетировании, проводимых вне территории воинской части. При этом запрещается участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы (ст. 7 Закона).

В статье 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54) закреплен основополагающий принцип проведения любого публичного мероприятия – его законность.

Обязанности как организаторов, так и участников публичных мероприятий по соблюдению данного принципа изложены в ст.ст. 5 и 7 Закона № 54, которыми предусмотрено обязательное согласование с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия (санкционирование). В случае отказа уполномоченного органа
мероприятие является несанкционированным, а принимающие в нем лица,
в зависимости от наступивших последствий, могут быть привлечены
к различным видам ответственности.

Так, ч. 6.1 и 7 ст. 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) установлено, что участие
в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан
к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, влечет наложение административного штрафа на граждан
в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок
до 15 суток; на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП РФ, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. Таким образом за участие
в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии
или пикетировании, в зависимости от последствий, военнослужащие могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Пунктом 1 Приложения № 7 к Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – Дисциплинарный устав) административное правонарушение военнослужащего приравнено к грубому дисциплинарному проступку, за совершение которого к виновному
на основании ч. 2 ст. 28.4 Закона и ст. 99 Дисциплинарного устава может быть применено дисциплинарное взыскание в виде досрочного увольнения
с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.

Действующее законодательство предусматривает возможность досрочного увольнения военнослужащего даже в случае совершения
им одного грубого дисциплинарного проступка, что подтверждается практикой рассмотрения судами административных дел об оспаривании бывшими военнослужащими действий командиров воинских частей».

О результатах размещения рубрики в печатных изданиях Красноярского края прошу проинформировать.

 

Военный прокурор гарнизона полковник юстиции С.Г. Григорян