ИРИНА МИЦКЕВИЧ: Участие в аукционе – в электронной форме

1429

В администрации города Дивногорска работает слаженный коллектив специалистов в различных областях деятельности. Это юристы, финансисты, бухгалтеры, специалисты в сферах жилищно­коммунального хозяйства, культуры, физкультуры и спорта, образования и т.д. Об их работе и достижениях наши читатели неплохо осведомлены благодаря публикациям на страницах газеты. Но есть в составе администрации подразделения, о деятельности которых мало что известно в силу специфики их работы. Например, отдел по организации закупок для муниципальных нужд. Мы решили устранить эту несправедливость и пообщались с начальником отдела Ириной Валерьевной Мицкевич.

– Ирина Валерьевна, название вашего подразделения мало что говорит среднестатистическому жителю Дивногорска. Поясните, пожалуйста, каковы функции и задачи отдела?

– Отдел по организации закупок для муниципальных нужд администрации г. Дивногорска является уполномоченным органом, который на муниципальном уровне снабжает материальными ценностями все казенные и бюджетные учреждения города, МУП «Дивногорский водоканал», а с 1 января 2018 года к централизованной системе закупок присоединилось и МУПЭС. Всего у нас 49 заказчиков.

В соответствии с распоряжением администрации города определено взаимодействие уполномоченного органа и всех заказчиков. В централизованной системе закупок действует заявочная система. Заказчики подают в наш отдел заявку, а мы оформляем всю необходимую документацию. Наша задача отработать заявку, начиная от публикации извещения до заключения контракта с победителем аукциона или конкурса. Заказчики самостоятельно размещают на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок планы закупок, планы­графики и разносят исполнение контрактов. Этот сайт общедоступный, вся информация находится там, и каждый человек может посмотреть, какие закупки осуществляет муниципалитет.

Досье «ОЕ»

Ирина Валерьевна Мицкевич родилась в Дивногорске. Имеет два высших образования: диплом по специальности «Экономика и менеджмент на предприятии» Красноярской Академии цветных металлов и золота, диплом юриста Современной Гуманитарной Академии. Работала бухгалтером, экономистом в отделе культуры г. Дивногорска, затем пять лет по контракту в ООО «Иркутскэнерго» (г. Братск). По возвращении в Дивногорск в 2009 г. была начальником отдела в Управлении СЗН. С 8.11.2010 г. – начальник отдела муниципального заказа, с 2014 года – начальник отдела по организации закупок для муниципальных нужд администрации. Замужем, воспитывает сына-школьника 17 лет.

– Сколько сотрудников в отделе работает?

– До 1 января текущего года в отделе было три человека. Это начальник отдела и два ведущих специалиста – Марина Михайловна Кудряшева и Наталья Леонидовна Левченко. С 1 января добавился еще один ведущий специалист – Андрей Александрович Клек. Это связано с тем, что нам передали МУПЭС.

– Каков порядок проведения торгов по закупкам?

– Все аукционы проводятся в электронной форме. Они проходят на электронных торговых площадках. Проведение всех процедур, аукционов регламентировано распоряжением Правительства РФ. Мы размещаем извещение о проведении торгов и всю необходимую документацию на официальном сайте в единой информационной системе. Все эти документы сразу же в автоматическом режиме передаются на электронную торговую площадку. Всего их шесть. Одна из площадок – это национальная электронная площадка – ЭТП НЭП, на которой и происходят все необходимые процедуры. Все участники закупки, а также заказчики отслеживают аукционы, подают заявку на этой площадке. Она состоит из двух частей. Первая часть – это описание товара, который предлагается или согласие на выполнение работ/ оказание услуг. А вторая часть – пакет учредительных документов.

После того, как все необходимые сроки по процедурам торгов соблюдены, в уполномоченный орган поступает первая часть заявки участника торгов. Мы участников не видим, они все закодированы. Например, подали заявки шесть компаний. В каждой заявке указывается описание товара. Мы собираем аукционную комиссию, рассматриваем заявки каждого участника и решаем вопрос об их допуске к участию в торгах. Затем отправляем допуск на электронную торговую площадку, там же вывешиваем протокол по итогам работы комиссии. Через два дня после публикации протокола начинается аукцион, который ведет оператор торговой площадки. Все торги идут на снижение цены. Участник, который предложит меньшую цену, становится победителем торгов.

Поясню механизм работы по закупкам на примере:

Заказчику требуются канцелярские товары. Мы вывешиваем на ЭТП описание того, что мы хотим купить, количество и среднюю цену, на которую ориентируемся при покупке. Участник высылает свое предложение, мы оформляем его допуск к участию в торгах и затем начинается аукцион. После того, как аукцион состоялся и определился победитель, нам поступает вторая часть заявки – это учредительные документы компаний­участников аукциона. Если учредительные документы победителя отвечают предъявляемым требованиям, мы заключаем с ним контракт по указанной им цене. Но в том случае, если победитель аукциона снизил цену ниже 25­процентного порога от начальной цены, то он должен предоставить обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза, либо подтвердить свою добросовестность. Если этого не было сделано, мы подаем сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков. Цена на поставку товаров и выполнение работ выбирается из предложений не менее 3 поставщиков. Сравнивать цены только двух поставщиков по закону нельзя.

В 2017 году на торгах было разыграно 122 млн 400 тыс. руб., а заключено контрактов – на 102 млн 296 тыс. руб. Экономия от торгов составила более 20 млн рублей.

– Каков объем закупок за год?

– В 2016 году было 309 аукционов, 44 запроса котировок и 6 запросов предложений. В прошлом году прошло 425 торгов.

– Как вы ориентируетесь в расценках на различные товары? Например, на стройматериалы? Откуда берете информацию для размещения заказов?

– При заказе необходимых материалов для проведения текущего ремонта предоставляется локально­сметный расчет, который делает МКУ «Архитектурно­планировочное бюро». Этот расчет делается на основании территориальных единичных расценок (ТЭР), которые утверждены министерством экономического развития. Например, общая стоимость ремонта – 1 млн. руб. Соответственно, все виды работ расписаны в расчете. Описание товара делает заказчик, в нем по закону нельзя употреблять название торговых марок. На все капитальные ремонты заказчик должен пройти госэкспертизу. Этим занимается автономное государственное учреждение «Краевая госэкспертиза». Его специалисты проверяют правильность применения расценок материалов, применение технологий и т.д. После прохождения этой процедуры, мы требуем от участника торгов только его согласие. Замечу, что все наши действия и бездействия штрафуются, а размеры штрафов немалые – от 5 до 50 тыс. рублей. Если неправильно выбран способ определения поставщика, т.е. нужно было торговать конкурсом, а провели аукцион, то размер штрафа составляет 50 тыс. рублей. Если нарушен срок размещения плана закупок и плана­графика – штраф от 5 до 30 тыс. рублей. Любые неправильные действия на ЭТП караются штрафом в 30 тыс. рублей. Поэтому мы стараемся соблюдать закон, все тщательно проверяем, постоянно учимся. За время работы отдела у нас не было ни одного штрафа. Хотя на нас часто подают жалобы, но нам удается доказать свою правоту в УФАС. А делать это приходится не один раз в течение года.

– Среди компаний, выигрывающих аукционы и получающих муниципальные контракты, нередко встречаются недобросовестные поставщики, подрядчики. Как не нарваться на таких?

– От этого никто не застрахован. Должен быть заключен серьезный контракт с победителем аукциона, который будет держать его в рамках. В законе прописана ответственность поставщика, подрядчика, исполнителя за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных контрактом. В результате контракт может быть расторгнут. Есть три варианта расторжения. По соглашению сторон, если подрядчик не успевает выполнить свои обязательства. Как правило, именно этот вариант применяется. Два других варианта: в судебном порядке и в одностороннем порядке, в случае непоставки товара, невыполнения сроков поставки или сроков выполнения работ и т. д. Это чревато тем, что сведения о поставщике или подрядчике подаются в реестр недобросовестных поставщиков УФАС. Как правило, это случается редко, в основном мы договариваемся по соглашению сторон. Для нас важно освоить средства, выделенные из бюджета, не вернуть их обратно. И такого, чтобы не освоенные средства вернулись в бюджет, у нас еще не было.

– С недобросовестными подрядчиками и поставщиками сталкиваться приходилось?

– В прошлом году было два таких случая. МКУ «Городское хозяйство» расторгло контракт в одностороннем порядке. Мы дважды запускали процедуру одностороннего расторжения контрактов. Но по закону у поставщика в таких случаях есть 10 дней, чтобы исправить ситуацию. Как правило, они в этот срок укладываются, так как боятся попасть в реестр недобросовестных поставщиков, потому что если такое происходит, то компания три года не имеет права участвовать в торгах, ей нужно перерегистрировать все фирмы. На электронной площадке ее автоматически исключают из состава участников аукционов.

Если победитель аукциона снизил цену ниже 25-процентного порога от начальной цены, то он должен предоставить обеспечение исполнения контракта, увеличенное в 1,5 раза, либо подтвердить свою добросовестность.

– В 2017 году в Дивногорске был проведен большой объем ремонтных работ по программе «Городская среда», выполнен ремонт части Клубного бульвара, введен в строй многоквартирный дом на ул. Чкалова по программе расселения жильцов аварийных домов, отремонтирован бассейн «Дельфин». Были ли какие­то сложности с поставщиками услуг и с подрядчиками?

– Нет, никаких проблем не было. Ремонтом Клубного бульвара занималось ООО «Автоспецтехника». По итогам торгов оно стало второй, но первого участника мы отклонили, так как у него не было выписки из СРО. Мне кажется, что в этом году ремонт бульвара был выполнен хорошо и достаточно быстро. На Набережной подрядчик тоже уложился в срок, выделенные средства были освоены. Самым сложным был ремонт бассейна. Средства на ремонт были выделены не очень большие – 4 млн. 892 тыс. руб., из них 3 млн. руб. из краевого бюджета. Работа была проведена огромная, в ходе проведения торгов удалось сэкономить и на эти средства провести ремонт душевых кабин и сауны, выполнить облицовку бассейна. Все было очень непросто, заказчику пришлось пройти повторную госэкспертизу. Но все удалось сделать, ни копейки в бюджет не вернулось. Назову такую цифру: в 2017 году на торгах было разыграно 122 млн. 400 тыс. руб., а заключено было контрактов на 102 млн. 296 тыс. руб. Экономия от торгов составила более 20 млн. рублей.

– А тот факт, что муниципалитет осваивает все средства полностью, дает преимущество при выделении средств из краевого бюджета на следующий год?

– Да, но это касается только программы «Городская среда». Дело в том, что каждое министерство имеет свои программы. И в каждую из них муниципалитет должен ежегодно заявляться. Правда, от нашего отдела это не зависит. Мы работаем по закупкам на торгах, осуществляем лишь техническую, но очень непростую работу.

– Безусловно, ваш небольшой отдел проводит огромную работу и на вас лежит большая ответственность. Что вам помогает преодолевать неизбежные трудности и проблемы?

– У меня огромная поддержка со стороны Главы города, я чувствую его помощь. Он меня пригласил на эту работу, приняв такое решение. Его поддержка очень важна и это придает мне сил. Также, безусловно, я благодарна за помощь начальнику отдела правового и кадрового обеспечения администрации Светлане Вадимовне Кудашовой. Мы вместе бываем на заседаниях по жалобам к нам со стороны подрядчиков и поставщиков в УФАС. Я прислушиваюсь к ее советам, они мне помогают в работе.

– Спасибо за интересное и познавательное интервью. Успехов вам в новом году!

Александр СПИРИН