Реализация проекта «Учитель будущего» и региональная кадровая политика в сфере образования стали темой обсуждения на заседании за круглым столом, которое состоялось сегодня в Законодательном Собрании.

В рабочей встрече приняли участие депутаты краевого парламента, представители Красноярского государственного педагогического университета, руководители учебных организаций, начальники управлений образования, представители профсоюзных и общественных организаций.

С докладом по данному вопросу выступила первый заместитель министра образования края Наталья Анохина. Она осветила основные направления региональной кадровой политики, реализуемые министерством в последние годы, представила планируемые направления и мероприятия, продиктованные национальным проектом «Образование» и другими федеральными проектами, утвержденными в конце 2018 года.

Наталья Викторовна рассказала о негативных и позитивных тенденциях кадровой ситуации в сфере образовании края. В последние годы основной проблемой является рост количества педагогических вакансий. Причин здесь несколько — это и ежегодное увеличение числа обучающихся, и сокращение объемов подготовки по отдельным специальностям, и нежелание выпускников КГПУ трудоустраиваться по специальности. Введение в школах инклюзивного образования также обострило вопрос тотальной нехватки узких специалистов. По прогнозным данным, количество вакансий в школах края увеличится в 5 раз к 2021 году и составит более 5 000 человек.

При этом есть и позитивные тенденции в кадровой ситуации — это рост числа педагогических работников и учителей в возрасте до 35 лет и снижение с 2017 года доли молодых педагогов, выбывающих из отрасли в первые два года работы.

Для обеспечения общеобразовательных организаций края педагогическими кадрами профильным министерством принимаются различные меры стимулирующего характера. Для привлечения и закрепления молодых педагогов в сельских школах (а 70% всех школ края расположены в сельской местности) предусмотрены денежные выплаты. Всего на 4 года проведения данного мероприятия было выделено 70 млн рублей. Способствуют решению проблемы льготная ипотека, оплата целевого обучения, развитие системы наставничества в школах края.

С 2018 года учреждениям подготовки педагогических кадров поставлена задача — обеспечить не менее 50% студентов, заключающих договоры о целевом обучении и трудоустраивающихся в соответствии с заключенными договорами. Хорошим подспорьем является организация дистанционного образования по ряду предметов в школах края, где долгое время не удается заполнить вакансии. Количество обучаемых в дистанционной форме в 2018—2019 учебном году составило 1 793 человек.

Постоянно ведется работа по увеличению объемов подготовки учителей наиболее актуальных специальностей для начальной, средней и старшей школы, повышению качества образования педагогических кадров. Обновляются системы подготовки учителей. С 2015 года краевые педагогические колледжи включились в движение WorldSkills Russia «Молодые профессионалы», разработана единая региональная система оценки качества, что позволит сформировать более управляемую систему подготовки, повысить базовый уровень подготовки педагогов края. В связи с внедрением инклюзивного образования в школах России в программы подготовки педагогических колледжей введены модули по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Немаловажное значение имеет и обновление материально-технической базы в организациях подготовки (в краевых педагогических колледжах).

С целью профессионального развития осуществляется поиск и реализация эффективных форматов работы с педагогами в возрасте до 35 лет. За период с 2010 года по настоящее время поддержано и реализовано около 40 проектов молодых педагогов, направленных как на развитие инфраструктуры образовательных организаций края, так и на развитие различных компетентностей и умений обучающихся.

Для педагогов с опытом работы постоянно обновляются системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов края. Как считает министерство образования, необходимо пересмотреть набор реализуемых дополнительных профессиональных программ, заказа и оценки дополнительного профессионального образования, необходимо появление институтов независимой оценки квалификаций.

«Одной из значимых кадровых проблем является недостаточно эффективное освоение и массовое использование педагогами края технологий обучения, воспитания и оценивания, позволяющих достигать новых образовательных результатов, — сказала Наталья Анохина. — Принципиальные изменения системы образования требуют серьезных усилий и организации совместной деятельности педагогов, управленцев, специалистов системы подготовки и повышения квалификации. У нас в крае есть заделы в обеспечении перехода от процесса администрирования к процессу управления квалификацией педагогов. Поэтому основной целью регионального проекта «Учитель будущего» как раз и является подготовка педагогических и управленческих кадров, способных обеспечить образовательные результаты школьников края не ниже десятого места в международном рейтинге за счет построения краевой системы профессионального роста педагогических работников».

В заключение первый заместитель министра образования обратилась к Законодательному Собранию с просьбой поддержать предлагаемые министерством меры, в том числе направленные на увеличение объемов подготовки педагогов с учетом целевого обучения, предусматривающего работу по специальности в течение установленного срока. Для этого необходим краевой закон о целевом обучении, позволяющий обеспечить денежные выплаты педагогам дефицитных специальностей, заключившим трудовые договоры со школой, расположенной в сельской местности, о работе сроком на три года. Также необходимо предусмотреть в краевом бюджете на 2020—2023 годы средства на мероприятия, обеспечивающие на территории края реализацию регионального проекта «Учитель будущего».

Подвел итоги обсуждения заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту Виктор Кардашов«Спасибо всем тем, кто проявил интерес к теме нашего заседания. Мы провели большую предварительную работу по организации и подготовке круглого стола. Сегодня мы собрались вместе для того, чтобы найти решение имеющихся проблем и стараться соответствовать нашим возможностям и времени. Мы все недавно слушали послание президента, где говорилось о том, что нужно многое поменять в образовании. Надеемся, что мы получим новые возможности благодаря национальным проектам, в том числе в сфере образования. В профильном комитете Законодательного Собрания мы еще раз рассмотрим этот вопрос. Возможно, что-то будем решать на федеральном уровне, через комитет по образованию в Государственной Думе. Мы должны сделать всё для того, чтобы реализовать все проекты».

Участники круглого стола приняли резолюцию, в которой нашли отражение все прозвучавшие предложения и замечания.

22 марта 2019 г.
Пресс-служба Законодательного Собрания Красноярского края
Пресс-релиз № 157 (11505)