pulse.mail.ru

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Наше отечество, Россия, стало христианской страной почти через тысячу лет после пришествия в мир Спасителя. До этого времени в жизни наших предков-язычников было много суеверий, ложных понятий, жестоких обычаев, случались даже человеческие жертвоприношения. В 988 году произошло величайшее событие – Крещение Руси, ставшее началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

С 2010 г. в перечне памятных дат России появилась новая памятная дата – День Крещения Руси, которая отмечается 28 июля. В этот день русская Православная Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Христианское мировоззрение было совершенно чуждо молодому княжичу, так как запрещалось не только прелюбодействовать, но и смотреть на женщину с вожделением, а это совершенно не соответствовало образу жизни Владимира (у князя было несколько сот наложниц!). Нельзя было убивать людей, мстить, даже гневаться – а как же иначе показать доблесть, как не на войне? Заметим, что Владимир, которого за справедливость ласково именовали Красным Солнышком, принимал активное участие в первой на Руси междоусобице. В результате этой войны в 980 г. он занял киевский престол.

Объединив под своей единодержавной властью русские племена, Владимир осознал необходимость религиозного единства. Мудрый князь понимал, что ни на чем ином, кроме как на религии, это единство создать невозможно.
Как рассказывается в «Повести временных лет», княжеский двор посетили миссионеры от мусульман, иудеев, латинян и византийцев. Магометан Владимир слушал с удовольствием, поскольку «был он такой же женолюбец, как и Соломон».

Не очень понятно было князю обрезание и запрет на свинину, а особенно не понравилось то, что магометане не пьют вина. «Руси есть веселие пить: не можем без того быть», – сказал князь. Католичество князь не принял, потому что эту религию не принимали его предки. Для Владимира, очевидно, много значил отказ мудрой Ольги от западного христианства и принятие крещения от православных греков. В рассказе иудеев киевского правителя насторожил тот факт, что за грехи Бог отнял у евреев их землю. «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».

Византийский философ поведал Владимиру содержание книг Ветхого и Нового Заветов, рассказал о том, зачем Христос пришел на землю и как искупил первородный грех, а в заключении рассказал о Страшном суде и показал князю завесу, на которой было изображено судилище Господне. «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», – вздохнув, рассудил Владимир, однако креститься повременил.

Посоветовавшись со старейшинами, он отправил в разные земли послов – 10 премудрых мужей, чтобы они посмотрели на обряды разных религий и посоветовали ему, какую из них все-таки выбрать. Ни магометанская, ни католическая службы посланным не понравились. О греческом же богослужении они рассказали следующее: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь и, если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.
Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.

Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу. Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», – с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения. Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя и многие из них, уверовав, крестились. Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива. Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен и наложниц. Тогда же произошло знаменательное событие – Крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», – говорит предание.

Из Киева христианство при помощи Божией скоро распространилось и утвердилось по всей русской земле. Народ русский всею душою воспринял, веру православную, которая несла с собой духовное просвещение: письменность, монастыри и учреждение школ, развитие всякого рода искусств, создала всю русскую культуру. Свет Христов воссиял над нашей страною. Она стала называться «Святой Русью», а народ – «православным русским народом».

 

Княгиня Ольга

Будущая святая и великая княгиня родилась примерно в 890 году. Имя ее – Ольга – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что переводится как «светлая», «священная». Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.
Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. На киевский престол княгиня Ольга вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она семнадцать лет – с 945 по 962 годы. У Ольги был сын – великий князь Святослав Игоревич.

В начале своего княжения Ольга прославилась как жесткая, даже жестокая правительница. Первым деянием была месть древлянам, убившим ее супруга. Войска Ольги безжалостно жгли, рубили древлян, даже закапывали их живьем. После этого никто уже не посмел поднять на Ольгу руку, и она, по причине малолетства сына Святослава, стала единоличной правительницей Новгородских, Псковских и Киевских земель. Впрочем, даже когда Святослав вырос, власть практически оставалась в ее руках, поскольку страстью сына была война, а государством управляла его мать. Ольга провела мощную административную реформу, выработала схему налогообложения, начала активное каменное строительство, бывшее дотоле на Руси делом неслыханным. И все-таки в народной памяти княгиня осталась не жесткой правительницей, а именно христианкой – первой среди Рюриковичей.
После крещения Ольга прожила чуть больше десяти лет, умерла в 969 году и была похоронена по-христиански.

В 1547 году великую княгиню причислили к лику равноапостольных святых. День
памяти святой Ольги (в крещении Елены) отмечается 24 июля.

Великий князь владимир

Князь Владимир первый из всероссийских правителей стал христианином и положил начало христианскому устроению Русского государства. С него Русская держава начинает быть православной, и христианство проникает во все области народной и государственной жизни.

Действовал ли он при том только как правитель, являлись ли его действия, направленные к тому, только государственными деяниями? Нет, он сам в себе проявил истинного христианина и проповедовал Христа не столько словом, сколько личным своим примером. Воспитанный в язычестве, князь Владимир, хотя и слышал в самом раннем детстве о Христе от своей бабушки, княгини Ольги, был сначала ревностным язычником. Он усердно исполнял языческие обряды, старался угодить языческим богам, приносил им благодарения за успехи, потому что был убежден, что служит истине. Когда же произошло убийство толпой киевлян св. варяга Феодора и сына его Иоанна, на которого пал жребий быть принесенным в жертву Перуну в благодарность за одержанную победу, Владимир понял, что он ошибался. Он почувствовал разлад между законом нравственным и требованиями язычества и ощутил его неправоту. Искание истины и правды привело его к Православию, и, преодолев все внутренние и внешние препятствия, стоявшие на пути к нему, он принял святое крещение.

Ставши христианином, он стал служить Христу еще ревностнее, чем раньше служил богам языческим. Владимир стал иным после крещения. Он сохранил в себе все лучшие качества, которые имел прежде, отвергнув от себя все свои порочные наклонности и привычки. Из жестокого, не пожалевшего даже родного брата, убитого во время междоусобной войны с ним, он сделался настолько мягкосердечным, что не хотел казнить и преступников, делая то в исключительных случаях, чтобы пресечь злодеяния. Из распутного он стал целомудренным, оставил многочисленных своих прежних жен и жил в честном супружестве с сочетавшейся с ним христианским браком царевной Анной. Из хищного завоевателя он становится миролюбивым правителем. Из корыстолюбивого собирателя дани он стал равнодушным к земным сокровищам, будучи всегда готов жертвовать ими.

Для дружины он был теперь не столько грозным предводителем, карающим малейшее ослушание, сколько мудрым начальником, понимающим душу своих подчиненных и ценящим своих сподвижников. Для всего народа, ему подвластного, он стал любящим отцом, заботящимся обо всех своих многочисленных чадах, каковыми являлись для него теперь его подданные, пекущимся об удовлетворении всех их нужд и потребностей.
Во всех областях жизни проявлял себя христианином великий князь Владимир. Он был победителем себя самого, через то властвовал над другими, проповедовал Христа своими деяниями, к какой бы области они ни относились. Он служил истинному Богу как отдельная личность, как глава семейства, как вождь, как судья, как правитель, как государь. Он был всегда служителем Истине и Правде, стремясь, чтобы они царствовали всюду.

Служение Богу, начатое св. Владимиром на земле, продолжается ныне у Престола Всевышнего, предстоя которому он молится за Русскую землю, им просвещенную.

 

Материал подготовлен пресс-службой Свято-Знаменского храма г. Дивногорска