Картинка с сайта culture.ru

В 988 году произошло величайшее событие – Крещение Руси, ставшее началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.
1 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 11 ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». В перечне памятных дат России появилась новая памятная дата – День Крещения Руси, который отмечается 28 июля. В этот день русская Православная Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира.

Князь Владимир, крестивший Русь, был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Христианское мировоззрение было совершенно чуждо молодому княжичу, так как запрещалось не только прелюбодействовать, но и смотреть на женщину с вожделением, а это совершенно не соответствовало образу жизни Владимира (у князя было несколько сот наложниц!). Нельзя было убивать людей, мстить, даже гневаться – а как же иначе показать доблесть, как не на войне? Заметим, что Владимир, которого за справедливость ласково именовали Красным Солнышком, принимал активное участие в первой на Руси междоусобице. В результате этой войны в 980 г. он занял киевский престол.

Объединив под своей единодержавной властью русские племена, Владимир осознал необходимость религиозного единства. Мудрый князь понимал, что ни на чем ином, кроме как на религии, это единство создать невозможно.

Как рассказывается в «Повести временных лет», княжеский двор посетили миссионеры от мусульман, иудеев, латинян и византийцев. Магометан Владимир слушал с удовольствием, поскольку «был он такой же женолюбец, как и Соломон». Не очень понятно было князю обрезание и запрет на свинину, а особенно не понравилось то, что магометане не пьют вина. «Руси есть веселие пить: не можем без того быть», – сказал князь. Католичество князь не принял, потому что эту религию не принимали его предки. Для Владимира, очевидно, много значил отказ мудрой Ольги от западного христианства и принятие крещения от православных греков. В рассказе иудеев киевского правителя насторожил тот факт, что за грехи Бог отнял у евреев их землю. «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?».

Византийский философ поведал Владимиру содержание книг Ветхого и Нового Заветов, рассказал о том, зачем Христос пришел на землю и как искупил первородный грех, а в заключение рассказал о Страшном суде и показал князю завесу, на которой было изображено судилище Господне. «Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева», – вздохнув, рассудил Владимир, однако креститься повременил.
Посоветовавшись со старейшинами, он отправил в разные земли послов – 10 премудрых мужей, чтобы они посмотрели на обряды разных религий и посоветовали ему, какую из них все-таки выбрать.

Ни магометанская, ни католическая службы посланным не понравились. О греческом же богослужении они рассказали следующее:
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали, на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Решив принять христианство, Владимир, следуя несколько необычной логике, решил, что просто так стать православным он не может, а должен непременно завоевать право на эту веру оружием. Поэтому князь пошел на Херсонес. Покорив Корсунь (как иначе называется этот город), князь отправил к византийским императорам Василию и Константину послов. Посланники передали государям, что князь Владимир взял Корсунь, и, если византийские императоры не согласятся выдать за Владимира их сестру Анну, он возьмет и Константинополь.

Можно представить себе ужас девицы, которая ради спасения родного города должна была выйти замуж за незнакомого ей северного варвара, к тому же некрещеного! Однако согласие на брак было дано, но с условием, что князь крестится. Владимир только этого и ждал.
Византийская царевна отправилась к жениху в Корсунь, а когда прибыла туда, князь внезапно ослеп. Владимир начал сомневаться, а мудрая девица объяснила, что ослеп он временно и исключительно для того, чтобы Господь показал ему свою неизреченную славу.

Князя крестил епископ Корсунский. Едва только он возложил руку на голову князя и стал погружать его в купели, как Владимир прозрел. «Ныне познал я Бога истинного», – с радостью воскликнул князь. Навсегда останется тайной, что было явлено Владимиру в момент крещения. Дружина князя и бояре дивились чудесному исцелению своего повелителя, и многие из них, уверовав, крестились.
Вскоре после крещения Владимир повенчался с Анной, которая больше не страшилась стать женой русского князя, видя, что над ним и над его землей пребывает Божия благодать.

Перед тем как покинуть Херсонес, князь поставил церковь в честь святого Василия (это имя он получил при крещении) и в благословение испросил себе от местного епископа честную главу Климента Папы Римского (пострадал в Херсонесе в I веке) и часть мощей его ученика Фива.
Вернувшись в Киев, князь отпустил всех прежних жен и наложниц.
Тогда же произошло знаменательное событие – Крещение Руси. Князь повелел всем жителям в назначенный день войти в Днепр. Сотни людей вошли в воду, и князь со священниками вышли на берег и крестили русский народ. «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ», – говорит предание.

Из Киева христианство при помощи Божией скоро распространилось и утвердилось по всей русской земле. Народ русский всею душою воспринял веру православную, которая несла с собой духовное просвещение: письменность, монастыри и учреждение школ, развитие всякого рода искусств – и создала всю русскую культуру. Свет Христов воссиял над нашей страною. Она стала называться «Святой Русью», а народ – «православным русским народом».

РУСЬ СВЯТАЯ, ХРАНИ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ!

Россия и Православие в сознании многих тесно связаны между собой. Если Русь, то непременно «Святая», если русский, то обязательно православный.

Святая Русь… Часто мы произносим это привычное словосочетание как нечто само собой разумеющееся, не задумываясь, а почему, собственно? Приходилось ли вам слышать, скажем, о святых в Казахстане, Эстонии, Америке, Франции?.. Можно продолжать этот ряд бесконечно долго, не находя убедительного разъяснения загадочному феномену.
Что такое «Святая Русь»? Это вовсе не то же, что Россия; это не вся страна в целом со всем греховным и низким, что в ней всегда было. «Святая Русь» – это прежде всего святыни Русской Земли. Это ее монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, праведники, святые события истории Руси.

Слово «православие» означает «правильно славить Бога».
Православие – это правый путь веры, оно основано на правильной и спасительной вере в Бога – Творца и Спасителя. Вера – самое таинственное явление в мире и в душе человеческой. Это не воображение, не самогипноз, не действие воли человека. По слову апостола Павла, «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Верой определяется мировоззрение человека. Но если бы Православие оставалось только мировоззрением, оно потеряло бы свою движущую силу. Православие – это образ жизни – жизни людей с Богом, которая начинается со встречи человека и Бога, а развивается по заповедям Евангелия.
История не знает культурно-творческого и духовно-великого народа, пребывавшего в безбожии. Самые последние дикари имеют свою веру. Впадая в безверие, народы разлагались и гибли. Понятно, что от совершенства религии зависит и высота национальной культуры.

Россия была искони страною Православного Христианства. Ее творчески ведущее национально-языковое ядро всегда исповедовало Православную Веру. Православие дало русскому народу живое и глубокое чувство совести, стремление к праведности и святости, верное осязание греха, дар обновляющего покаяния, идею аскетического очищения, острое чувство «правды» и «кривды», добра и зла. Отсюда столь характерный для русского народа дух милосердия и сверхнационального братства, сочувствие к бедному, слабому, больному, угнетенному и даже преступнику. Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которого Россия никогда не отстоялась бы от всех своих врагов и не построила бы своего земного жилища.
«Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение!» – призывает нас Русская Православная Церковь.

СУТЬ ХРИСТИАНСТВА

Для многих религий мира личность ее основателя имеет второстепенное значение. Самое главное для них – это то учение, которое исповедует человек, и та мораль, в соответствии с которой он строит свою жизнь. Совершенно другая перспектива характерна для христианства.

Христианство принципиально не может быть сведено к вероучению, к морали, к традиции, потому что по своему существу оно изначально есть вера не в доктрину, а в Личность, в уникальную богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа. И не только вера, но и возможность соединиться с Ней теснейшим внутренним союзом, вступить в непосредственное живое общение.
Христианство – богооткровенная религия, исповедующая единого Бога в Трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Ради спасения людей и всего мира, Сын сошел на землю. Он проповедовал, был распят и воскрес из мертвых, а затем вознесся к Отцу. Через принятие Богом человеческой природы, затем пострадавшей, воскресшей, вознесшейся, то есть прошедшей путем «от земли на небо», человеческая природа была освящена и спасена. Но это спасение дается не механически каждому, а только по его свободному желанию, через то, что человек соединяет свое существо и всю свою жизнь со Христом. Таинство, во время которого устанавливается эта связь, называется Таинством Крещения. Таинство, во время которого мы поддерживаем и углубляем эту связь со Христом, называется Таинством Причащения (или Таинством Евхаристии).

Основы христианской веры зафиксированы в документе, принятом на 1-2 Вселенских соборах – «Символе веры». Символ веры, кроме сказанного выше, утверждает, что Бог является Творцом всего сущего: «неба и земли, видимого и невидимого» – то есть и земного мира, и ангельских сил; активное участие в деле нашего спасения Духа Святого – Третьего Лица Святой Троицы; существование Церкви, идущей от Апостолов, как сообщества людей, объединенных общей истинной верой; что в конце Истории мира будет всеобщее воскресение из мертвых и суд, на котором определится вечная судьба каждого человека; что после всего наступит блаженная вечность – «жизнь будущаго века», в которой в общении с Господом обретут место все верные Ему.

Сегодня Христианство существует в виде трех конфессий: Православной, католической и протестантской. В той, или ной мере все конфессии, кроме Православия, исказили заповеданную Апостолами веру. Православная Церковь, несмотря на сложную судьбу в Истории, на грехи отдельных ее членов, хранит апостольскую веру неповрежденной. В Православии богатейшая литургическая, молитвенная и аскетическая традиции, подробно разработано учение об обожении, то есть о всецелом единении со Христом, по примеру апостола Павла, который говорил: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос».

Очень важно понять, что главной целью пришествия Христа было не то, чтобы нас внешне переселить в лучшие условия бытия, но чтобы восстановить утраченный рай внутри нас. В этой истине содержится ключ к пониманию христианства. Когда человек поймет это, тогда он увидит и превосходство Православия над другими вероисповеданиями, потому что в сущности все, чему учит и чего придерживается Православная Церковь, направлено к одной цели – соединению с Богом через духовное обновление и уподобление Ему.

 

Материал подготовлен пресс-службой Свято-Знаменского храма г. Дивногорска


Комментарии:

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ