Маршрут «Красноярск– Дивногорск» – один из наиболее популярных у жителей краевого центра и тех дивногорцев, кто пользуется услугами железнодорожного транспорта. Главные плюсы и преимущества электрички перед автобусом и даже автомобилем – это быстрота, отсутствие пробок и дешевизна. Проезд по маршруту обходится всего в 19 рублей! Потому многие горожане для поездок в Красноярск выбирают именно электричку.

Железнодорожная ветка, связывающая Дивногорск с краевым центром, пожалуй, одно из самых спокойных направлений пригородного сообщения Красноярской железной дороги (КрЖД). Грузовые составы на станцию Дивногорск прибывают сегодня очень редко, поэтому пути всегда свободны для пассажирского транспорта. И электропоезд может набирать довольно высокую скорость – проезд от нашего города до вокзала «Енисей» занимает менее часа.
Обслуживают этот маршрут бригады опытных машинистов КрЖД. В их числе и Олег Сергеевич Курносов. Профессию железнодорожника он выбрал по примеру своего отца, который был машинистом грузовых и пассажирских поездов на ст. Боготол, и иногда брал сына с собой в рейсы в кабину машиниста. Олег с детства любил дорогу, ему нравилось куда-нибудь ехать с отцом на поезде или в машине.
– В школьные годы я хотел быть дальнобойщиком, – признается наш герой. – Но когда вырос, планы поменялись, решил пойти на железную дорогу.
Олег окончил железнодорожный техникум в Боготоле, а затем приехал в Красноярск. И уже более 10 лет трудится на поездах пригородного сообщения. Много лет был помощником машиниста поезда, потом учился на курсах повышения квалификации, 5 лет работал машинистом-прогревальщиком (они ставят на ремонт в депо поезда, занимаются их техобслуживанием), а последние два года – машинистом электропоезда. Имеет самый высокий – 11 разряд и второй класс машиниста. Их всего четыре, а самый высокий – первый. Олег Курносов водит поезда по всему краю. Кроме дивногорского направления, это поезда до ст. Чернореченская, Уяр, Заозерный и т.д.
– Мы работаем по графику – день-ночь, два выходных, – говорит он. – Сегодня я еду в Дивногорск, а завтра поезд поведет уже другой машинист. График расписан надолго вперед.
По словам Олега Сергеевича, несмотря на то, что кабина машиниста напичкана аппаратурой, поездом управляет не автоматика, а человек. Находясь за штурвалом поезда, машинист регулирует набор скорости, управляет тормозной системой и выполняет необходимые маневры по ходу движения. Кстати, машинисты обязаны строго соблюдать скоростной режим, т.е. установленные скорости во время следования по маршруту.
– У нас действуют приказы установленных скоростей, подписанные начальником железной дороги, – подчеркивает Олег Курносов. – И мы должны выполнять скорости, обеспечивать безопасность движения.
Максимальная скорость на перегоне для электропоездов в пути следования на Красноярской ж/д – 120 км/ч. Но поезда обычно едут медленнее – 80–90 км/ч.
Подвижной состав КрЖД претерпел серьезную реорганизацию. Теперь почти на всех направлениях пассажиров перевозят в вагонах с мягкими сиденьями. Старые, с деревянными скамейками, сегодня редко где увидишь. В некоторых электричках вагоны оснащены кондиционерами, системой климат-контроля. Иными словами, зимой там тепло в любой мороз, а в летнюю жару – прохладно.
Олег Сергеевич признается, что не любит путешествовать в поездах на дальние расстояния. Предпочитает авиатранспорт. В поездах дальнего следования ему не нравится монотонность и то, что время в дороге идет медленно. Другое дело, когда он едет в кабине машиниста! Время за штурвалом электрички летит гораздо быстрее.
Кстати, машинисты напрямую с пассажирами не встречаются и не разговаривают, но в каждом вагоне электрички есть кнопка для связи с поездной бригадой. И машинистам время от времени приходится вступать с пассажирами в диалог, принимать сообщения и замечания. А после рейса пассажиры, проходя мимо кабины электровоза, нередко благодарят машинистов за то, что довезли их быстро и без приключений.
На вопрос, а знаком ли Олег Сергеевич с нашим городом, наш герой ответил утвердительно. И посочувствовал дивногорцам. Ходить по нашим ступенькам, говорит, – настоящее мучение. Но он восхищается нашей набережной и приятно удивлен тем, что там установлены уличные спортивные тренажеры.
Дома машиниста всегда ждут любимая жена и маленькая дочка. А совсем скоро семью Курносовых ждет пополнение. И, возможно, одним железнодорожником в недалеком будущем станет больше. В свободное от работы время Олег Сергеевич вместе с семьей старается выбраться на природу, любит бывать в парке «Роев ручей» и в деревне у тестя, который держит пасеку. Чистый деревенский воздух, свежий мед, аромат свежескошенного сена – для отдыха больше ничего не надо!
Хобби как такового у нашего героя нет. Он не любитель рыбалки, охоты, и даже футбол его не привлекает. Но нравится О.С. Курносову возиться с техникой, и много времени он проводит в гараже за ремонтом своего автомобиля.
Накануне Дня железнодорожника мы желаем Олегу Сергеевичу и его коллегам по профессии, как это принято у машинистов электропоездов, «зеленой дороги»!

Александр СПИРИН
Фото автора