Мы продолжаем публикацию воспоминаний строителей Красноярской ГЭС о том, как жили и работали комсомольцы тех далеких и славных лет. Ниже мы публикуем материал, посвященный одному из героев стройки Владимиру Веберу. В настоящее время он живет в Рязани, и совсем недавно побывал в Дивногорске. О нем рассказывает его супруга Э. Дворядкина.

ПУТЕВКУ В ЖИЗНЬ ДАЛ ДОСААФ

В июле исполнился 81 год Владимиру Давидовичу Веберу. Нелегкой была его судьба. Оставшись в 6 лет без родителей, он рос в детдомах Алтайского края, не зная материнской любви и ласки. Свою трудовую деятельность начал с 15 лет, работал на лошадях, прицепщиком на тракторе, а в 1954 году, окончив курсы трактористов-машинистов широкого профиля, на тракторе поднимал целинные и залежные земли Алтайского края.
Володя с детства тянулся к технике, еще в детдоме научился водить трактор ХТЗ (колесянка) и автомобиль «ГАЗ-АА» – полуторку. После окончания курсов автошколы ДОСААФ в 1957 году получил удостоверение водителя. 13 мая этого года исполнился 61 год, как он сидит за рулем автомобиля, правда, последние пять лет — только своего личного. На каких только машинах он не работал за это время! Начинал с «ЗИС-5», потом были КрАЗы, МАЗы, ЗиЛы, БелАЗы-540 – 30-тонные, автобусы, городские маршрутки и многие другие. По его скромным подсчетам, наездил более 2 млн. километров по дорогам страны.
Служил в армии, в авиации. После окончания Барнаульской школы авиамехаников на линии Орша-Бобруйск готовил к полету тяжелые бомбардировщики дальней авиации ТУ-16. Служба в авиации ему нравилась, но в душе он всегда мечтал водить автомобиль.

ПОБЕДИТЕЛЬ СОЦСОРЕВНОВАНИЯ

По призыву комсомола после окончания армейской службы поехал работать на Всесоюзную ударную стройку – Красноярскую ГЭС. Здесь он с радостью сел за руль большегрузного КрАЗ-222. На стройке приобрел не только опыт работы, но и хороших друзей, приехавших со всех концов страны. Активно работал в комсомоле. Был членом комитета комсомола, членом штаба «Комсомольского прожектора» стройки. Под его руководством 19 ноября 1965 года была создана комсомольско-молодежная бригада имени Г. Астапчика. В 1966 году вместе с активистами стройки вступил в ряды компартии Советского Союза. В 1967 году, в год 50-летия Октябрьской революции, бригада заняла 1 место в соцсоревновании среди 30 бригад стройки, а в 1968 году в честь 50-летия ВЛКСМ ей была присуждена премия Ленинского комсомола. Члены бригады были поощрены поездкой в Москву и награждены правительственными наградами. Пять лет бригада «кразистов» держала первое место. Под руководством комсорга Володи Вебера ребята работали с огоньком, выполняя не только основную работу, но и общественную – на воскресниках, сборе металлолома. С подшефными школьниками из 5 класса школы №5
г. Дивногорска на заработанные бригадой деньги на субботниках съездили в Брест к матери героя Г. Астапчика, имя которого носила бригада. Поездку в Брест осуществили с помощью ЦК комсомола в зимние каникулы. Заехали и в Москву, посетили многие музеи и побывали на новогодних утренниках для детей. В с. Петрищево, на месте казни Зои Космодемьянской – партизанки и Героя СССР — члены бригады встретились с матерью Зои.

НАГРАДУ ВРУЧИЛИ В БОЛЬНИЦЕ

В. Вебер при строительстве КГЭС

Друзья помогли Володе найти родных братьев, с которыми разлучила война во время детдомовских переездов на Алтае. Помогла их найти краевая газета «Алтайская правда». Старший брат, надеясь на чудо, 20 лет хранил родные метрики. И с этих пор Володя отмечал день рождения дважды – 26 июня и 21 июля. Жизнь в годы строительства Красноярской ГЭС была интересной, насыщенной, радостной. Здесь он женился, родилась дочь Светлана. В Дивногорске он был награжден четырьмя наградами ЦК комсомола и юбилейной медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. По окончании строительства Красноярской ГЭС был призыв добровольцев-комсомольцев на восстановление г. Ташкента после землетрясения и строительство Чарвакской ГЭС. Володя вместе с бригадой «кразистов» поехал в Узбекистан. Они были молодыми романтиками, которые работали не за деньги, а на совесть. Так получилось, что правительственную награду Володе вручали в больнице п.Чарвак, где он лежал с воспалением печени. Всем больным в этот день выдали новые халаты и тапочки, Недоумевали, с чего бы это? Оказывается, секретарь ташкентского облисполкома партии приехал вручать Володе орден Трудового Красного Знамени прямо в больницу.

БРИГАДА В. ВЕБЕРА – ЛУЧШАЯ НА САЯНО-ШУШЕНСКОЙ ГЭС

После завершения строительства гидроэлектростанции в Узбекистане начальник Саяно-Шушенской ГЭС пригласил водителей-кразистов строить самую мощную (по тем временам) в мире СШГЭС. Володя, не задумываясь, поехал в Саяны, так как он не мог сидеть на одном месте, его звала романтика и, конечно же, друзья. Приехав на стройку, он начал свою трудовую деятельность инженером по эксплуатации. Зная его кипучую энергию по комсомольской работе, Владимира Вебера избрали парторгом автобазы, где только водителей было более 500 человек. Он ведь в активе комсомола проработал 25 лет. Будучи инженером, он за год подготовил себе замену и попросился у руководства возглавить молодежную бригаду. Создал бригаду им. П. Куприянова – героя СССР, погибшего в годы Отечественной войны. Одновременно со строительством ГЭС бригада «мазистов» строила Майнскую подпорную ГЭС, Саянский алюминиевый завод, комбинат «Саянмрамор», комбинат сборно-разборных зданий. Володя дважды участвовал в перекрытии Енисея – на строительстве Красноярской ГЭС и Саяно-Шушенской. Подвиг у Дивных гор был повторен и приумножен в Саянах! На строительство Красноярской ГЭС приезжал и приложил свою руку к этому делу летчик-космонавт, Герой Советского Союза Юрий Гагарин, а на Саяно-Шушенскую ГЭС приезжал дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Береговой. Бригада Володи была занесена в Книгу Почета стройки. В 1978 году он вывел её в передовые, и она заняла первое место в соревновании в связи с пуском первого агрегата Саяно-Шушенской ГЭС и 60-летием комсомола.

ЧЕТЫРЕ ГЭС И ОДНА ГРЭС

Всего за свою трудовую деятельность В. Вебер принимал участие в строительстве четырех ГЭС и одной ГРЭС. Володя награжден 27 почетными грамотами, в том числе 10 из них грамоты горкома комсомола и ЦК комсомола. Ребята не только работали дружно, помогая друг другу, но и вместе отдыхали. Ездили на катерах уже по новому морю, купались, ловили рыбу, готовили уху. Каждый год справляли по 4-5 комсомольских свадеб с вручением молодоженам ключей от квартиры. В строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, по данным переписи населения, участвовало 149 национальностей страны, и все жили мирно и дружно!
После окончания строительства ГЭС по семейным обстоятельствам в 1988 году пришлось переехать к дочери в Узбекистан на строительство Ново-Ангренской ГРЭС. А после распада СССР вынуждены были вернуться в Россию, оставив в Узбекистане новую двухкомнатную благоустроенную квартиру, не имея возможности ее продать или обменять на другой регион. Волею судеб в 2000 году, после многочисленных переездов, остались в Рязанской области, в г. Рыбное, ближе к дочери, тоже покинувшей Узбекистан. Она с семьей обосновалась в д. Малинищи (Пронский район Рязанской области).
В г. Рыбном Володя более пяти лет работал в ДОСААФ, обучая курсантов вождению автомобилей. Награжден медалью в честь 80-летия ДОСААФ. Уже будучи пенсионером, работал в Рязани водителем на автобусном маршруте №88 и в Рыбном – на маршруте №1.
Желаю Володе крепкого здоровья, никогда не стареть душой! И оставаться таким же романтиком, как и прежде, в молодые годы!