Наставничество измеряется не в часах

113

Герой дня

Откуда берутся «мальчиши-плохиши», если природой они не предусмотрены

Указом президента РФ 2023 год объявлен «Годом педагога и наставника». Наставник… Кто он такой? Какой смысл скрыт в этом, казалось бы, простом слове?
Сегодня на эти и другие вопросы постарается найти ответы герой нашей заметки. Разрешите представить – Игорь Дмитриевич Ярославцев (на фото), преподаватель Дивногорского техникума лесных технологий.


Уверены, в особом представлении И. Ярославцев не нуждается. Журналисты неоднократно посвящали ему свои материалы на страницах газеты «Огни Енисея». Поэт, музыкант, командир добровольной народной дружины, руководитель патриотического клуба – это всё о нём. Можно сказать, что Ярославцев представляет собой энергетический центр техникума. Он всегда в окружении студентов: вот они разбирают примеры из жизненного опыта на уроке ОБЖ, вот отрабатывают строевую подготовку на занятии патриотического клуба, а вот разучивают новый хит с вокально-инструментальным ансамблем.

Досье ОЕ


С 2003 года работает в лесном хозяйстве.

Прошёл путь от мастера леса до инженера охраны и защиты.


С 2015 и по нынешнее время:
• преподаватель в Дивногорском техникуме лесных технологий.
• командир добровольной народной дружины г. Дивногорска им. Д. А. Сумина
• руководитель военно-патриотического клуба «Стражи леса».


С 2014 года – руководитель вокально-инструментальной студии «Таёжный край».


Десятки парней и девчат видят в нём не только преподавателя, но друга, советчика, старшего брата. Делятся бедами и радостями, зная, что Игорь Дмитриевич никогда никого не оттолкнёт невниманием. Он в свою очередь очень тонко чувствует, когда можно пожалеть, а когда потребовать.


– Я много лет проработал лесничим, – рассуждает наставник. – Лес дал силу и внутреннее понимание гармонии с собой, с окружающими. Говорят, что сегодня молодёжь пошла трудная, что ей ничто не интересно и не нужно. Я с этим в корне не согласен. Не стоит забывать, что каждый из нас был юн и дерзок. И для кого-то в своё время мы тоже не соответствовали идеалам.
Главным инструментом в выстраивании взаимопонимания со своими воспитанниками Игорь Дмитриевич считает общение. Именно оно является связующей нитью с внутренним миром молодого человека. По мнению собеседника, в природе не бывает «мальчишей-плохишей», есть просто «забытые», не охваченные вниманием дети, которые закрываются в своём мире и выражают протест окружающим своими порой нехорошими делами. И таких ребят, к сожалению, немало. Среди них и те, кто остался без родительского попечения, и те, кто воспитывался в неполных семьях. Задача наставника – подобрать ключик, чтобы открыть дверь в этот маленький мир.

Помочь юноше или девушке осознать их важность и ценность для общества. И, как показывает практика, у Ярославцева это отлично получается. Вместе с ним студенты совершают ежедневные утренние пробежки (согласитесь, для молодого человека, поднявшегося рано утром, не уткнуться в телефон, а выйти на разминку уже сродни подвигу), гуляют по лесу, сплавляются по Мане. Он учит рубить дрова, разводить костры, ставить палатки, собирать полезные травы, разбираться в птичьих голосах. И при этом никого не принуждая. Все его подопечные, а это почти 100 человек, делают всё с удовольствием и желанием. Забывают про интернет, выстраивают режим дня и, что удивительно, чем больше они вовлекаются во внеклассную работу, тем лучше их успеваемость. Об этом говорит и наставник, и сами студенты.


 Суметь разобраться в себе, выбрать приоритеты на жизненном пути, поставить цель, к которой следует идти, – вот главные советы, которые я даю своим ребятам, – делится Ярославцев. – Радуюсь за каждого, у кого получается, и готов снова и снова помогать тем, у кого пока не выходит.


Пожалуй, в этом и заключается главная суть наставничества, которому вот уже много лет посвящает себя наш герой. В приоритете не какое-то определённое количество часов на раскрытие и усвоение той или иной темы. Важнее безграничное желание сделать так, чтобы подопечные, открыв свои возможности, потом успешно воплотили в жизнь полученный опыт. И желание это живет в сердце.

Есть мнение

Ольга Геннадьевна Сквознякова, заместитель директора ДТЛТ:
– Игорь Дмитриевич Ярославцев как педагог и наставник отвечает не только за образовательную деятельность. Самая главная его функция – воспитание гражданина, патриота своей Родины. Многие наши студенты видят в нём видят друга, отца, который подскажет, даст добрый совет, никогда не осудит.


Ольга Гаманович (АП)
Фото автора