НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ ВЫБИРАТЬ

809

В Дивногорске прошел VII Городской родительский форум, состоявший из стендовых презентаций, дебатов старшеклассников, панельной дискуссии, консультационных площадок и торжественной церемонии награждения семей, активно участвующих в жизни школ и детских садов. Основной посыл мероприятия звучал так: правильный выбор – ключ к успеху наших детей.

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

Сразу скажем, что совершенно иными красками заиграли инсталляции форума. В предыдущие годы стендовые презентации, по словам организаторов, казались какими-то неживыми. Теперь же удалось создать интерактивную площадку, которую люди не обходили стороной, а с интересом там задерживались, задавая вопросы и получая на них исчерпывающие ответы, не говоря уже о возможности что-либо попробовать прямо на месте.
По прошествии часа стартовали дебаты. Вела их учитель русского языка и литературы школы № 5 Ирина Ковалёва. Обсуждаемые вопросы были актуальными: действительно ли родители лучше знают, что нужно своему ребенку; являются ли при выборе профессии важными и приоритетными результаты ребенка в предметной области. Мнения участников дебатов разделились, так как каждая команда приводила аргументы в пользу того или иного высказывания. В первой теме прозвучала мысль, что родители – это люди другого поколения, а потому они не очень хорошо понимают увлечения и интересы детей. «Мы не самостоятельны», – парировали другие школьники, утверждая, что взрослому виднее, кем может стать его ребенок, а потому к мнению родителей всегда следует прислушиваться. Однако в целом подростки сошлись на том, что каждый человек имеет право выбора и должен им пользоваться.
Во второй теме одна из команд настаивала на том, что при выборе профессии важна личная заинтересованность ребенка, который в дальнейшем должен получать удовольствие от своей работы. Оппоненты же настаивали на другом: подросток непременно должен развивать те успехи, которых добился в школе. Прозвучала и такая точка зрения, что хорошие результаты, демонстрируемые школьниками, могут быть и случайными, и тогда речь о будущей профессии, связанной с конкретным предметом, может не идти. Родителям в этой ситуации важно помочь своим детям совершить выбор и вообще научить выбирать, но никак не навязывать свое мнение.
– Ребенок должен быть готов к неопределенности, – чуть позже, уже в ходе панельной дискуссии, согласилась практикующий психолог молодежного центра «Новые имена» Анастасия Камаева. – Выбор – это возможность быть живым. Пока человек жив, он выбирает. И если родитель лишает ребенка выбора, беря всю ответственность на себя, то случается то, что я очень часто наблюдаю в своей практике: ко мне приходит огромное количество несчастливых клиентов в возрасте 30–35 лет, которые рассказывают о своем чувстве неудовлетворенности той работой, на которую их устроили. Во многом это связано с тем, что люди с детских лет боятся мечтать. А мечта – это то, что приближает к выбору.

ПОСЕЯТЬ ЗЕРНО

В последующей жизни ребенка будет все-таки не одна профессия, а несколько. На этом особое внимание слушателей форума заострили приглашенные эксперты, выступавшие на панельной дискуссии, которую вел директор Архиерейского образовательного центра Красноярской епархии Русской православной церкви Андрей Бардаков. Дело не только в том, что меняются жизненные уклады. Просто человек может в любой момент переехать в другое место, попасть под сокращение и т. д. Соответственно, трудно предсказать, какие знания и умения пригодятся в том или ином возрасте, а также какие профессии будут востребованы в стране и мире через несколько лет.
– Поэтому очень здорово иметь широкий спектр навыков и приобретать новый импульс, который дает жизнь, будь тебе хоть 30, 40 или даже 60 лет, – заметила председатель правления Центра защиты материнства и детства святых Петра и Февронии Красноярского края Марина Гудошникова. – Человек с большой силой воли не будет жить в постоянном страхе, что завтра его, допустим, сократят.
Таким образом, родители должны учить своих детей учиться с малых лет, в том числе и учиться выбирать. Особенно важно воспитывать в ребенке внутренний стержень, чтобы социум не влиял на него так сильно, как это нередко случается.
– Уверенный в себе ребенок не пойдет на поводу у своих знакомых, – отметила представитель родительской общественности Полина Акулич. – Он сумеет сказать «нет» и вовремя нажмет на тормоза, если какие-то вещи выходят за приемлемые рамки.
Недостаточно просто вспахать землю, как добавил ведущий дискуссии. И даже если бросить туда удобрения, то все равно вырастет сорняк. А вот если посеять зерно, то в головах что-то родится, и люди уже начнут задумываться.
– Сегодня на ребенке висит слишком много долженствования, – поделился своим мнением исполнительный директор семейного центра «Умка» Денис Чурилов. – Хотя на самом деле до определенного момента «должны» исключительно родители. Выбор ребенка – это семейная парадигма. Дети должны быть мечтателями, а родители – вовремя замечать какие-то детские мечты и поддерживать их, как минимум обсуждать.
– Равноправная позиция, если сравнивать ее с деспотичной или вообще отсутствующей, имеет колоссальное значение, и во многих семьях в принятии решений участвуют все члены семьи, – подчеркнул Андрей Бардаков. – Ребенка с малых лет спрашивают, как он смотрит на ту или иную вещь, что думает об этом. Как следствие, дети учатся оценивать ситуацию и разбираться в альтернативах выбора.
Как метко подметила Марина Гудошникова, семья похожа на элемент пазла. Найдешь недостающий кусочек, и картинка жизни сложится.

ПЛОДЫ СИСТЕМНОЙ РАБОТЫ

Готовясь к Родительскому форуму, в отделе образования решили создать специальный буклет для родителей, в создании которого принимали участие эксперты и даже глава города Оль Е. Е. В буклет вошли личные рекомендации и советы от участников панельной дискуссии с тем, чтобы родители могли воспользоваться наиболее ценным личным опытом профессионалов, в отличие от шаблонных рекомендаций Интернета.
Подводя итоги мероприятия, эксперты высказались за то, чтобы на следующем форуме диалог начинался в малых группах с помощью модераторов, а уже после этого переходить к панельной дискуссии, – резюмировала начальник отдела образования администрации г. Дивногорска Галина Кабацура. – Не менее важно и кулуарное общение, где можно пообщаться с экспертами тет-а-тет. В этом смысле отмечу, что мы открыли для себя новых интересных людей: всем понравилась практикующий психолог Анастасия Камаева, высказавшая много ценных мыслей и советов. Я для себя отметила интересные примеры из личного жизненного опыта представителя семейного центра «Умка» г. Красноярска, который поделился своими секретами воспитания детей.
Нельзя не отметить – уже со знаком «минус» – несколько пассивную аудиторию. Люди, пришедшие в актовый зал Дома детского творчества, не решались высказывать свою позицию и задавать экспертам насущные вопросы. Но и совсем безучастной аудитория, по словам Андрея Бардакова, тоже не была, ибо заинтересованные взгляды и пристальное внимание четко прослеживались.
Напоследок добавим, что приглашенные эксперты сочли проходящий в Дивногорске родительский форум уникальным в своем роде. По их заверениям, они нигде не видели ничего подобного, хотя участвовали в множестве мероприятий в различных территориях. А с учетом того, что форум прошел уже в седьмой раз, можно говорить и о системности в работе.

Степан Ратников
Фото автора