Не «кто виноват?», а «что делать?»

648

В силах ли мы защитить наших детей от опасностей? Я часто слышу фразу: от всего ребенка не убережешь! Каждый раз при этом вздрагиваю. Дети погибают и травмируются при разных обстоятельствах, часть из которых можно условно назвать обстоятельствами непреодолимой силы. Не будем их касаться, они за пределами. Мне бы очень хотелось поразмышлять о том, что в наших силах и какими аспектами безопасности детей мы пренебрегаем, что зачастую и становится причиной трагедии.

Многие родители (и я в их числе) уверены, что их чадо всюду подстерегают опасности. В темном подъезде – вдруг маньяк. На детской площадке – там полно предметов повышенной опасности, таких как турник, горка или карусель. Даже дома беда поджидает за каждым углом: на кухне, в забытой на видном месте аптечке или ванной комнате. Если жить, видя во всем угрозу, до паранойи рукой подать. Давайте искать выход.

Какая бы беда ни приключилась с ребенком, мы всегда хотим понять, кто виновен, знать того, кто не предотвратил, не научил, не сберег. Под подозрением оказываются все: родители, учителя, социальные работники и так далее. Хочется их наказать, осудить, привлечь к ответственности. Но в первую очередь, на мой взгляд, в таких случаях надо выносить для себя урок и пытаться понять, как не допустить подобного в жизни своих детей.

Светлана Владимировна Заговор – инспектор по делам несовершеннолетних. По долгу службы ей приходится сталкиваться с несчастными случаями с детским травматизмом. Меры профилактики также входят в круг ее обязанностей, и поэтому лучшего собеседника в этом вопросе нам, наверное, не найти.

Светлана Владимировна уверена, что безопасность ребенка начинается дома. Какой бы сферы жизни ни касался вопрос, ребенок все равно большую часть своего времени проводит дома, в кругу семьи. И здесь необходимо понимать: дети копируют то, что им показывают родители. Слова в этом случае пустой звук. Вы непрестанно твердите ребенку, что дорогу надо переходить по пешеходному переходу, но сами этого не делаете, желая сократить путь. Будьте уверены: ребенок это когда-нибудь повторит, опаздывая в школу.

– Правила поведения на дороге надо усвоить так, чтобы выполнялись на автоматическом уровне. Садясь в машину, пристегните свой ремень безопасности сами, делайте это постоянно, и ребенок обязательно будет делать так же, как и вы. Пусть это будет для детей совершенно естественно, как чистить зубы по утрам, – говорит Светлана Владимировна.

Однажды я видела ролик в интернете: преподаватель в классе показывает наглядно, как работает вышеописанная схема восприятия. Он вытянул вперед руку, подняв большой палец, и обратившись к детям, попросил их сделать то же, что и он, только сказал при этом поднять указательный палец. Все дети до единого сделали так, как он показал, а не сказал – подняли большой палец. Дети воспринимают глазами, а не ушами. Это непреложное правило, и работает оно во всех сферах жизни. То же можно отнести к курению, распитию алкоголя и многим другим вредным привычкам. Воспитываясь в здоровой атмосфере (во всех смыслах этого слова), ребенок растет внутренне и внешне здоровым.

Но есть еще один момент, который невозможно не затронуть в этой статье. Это психологическая безопасность ребенка. Конечно, присутствие в нашей жизни интернета заметно облегчает нам жизнь. Мы работаем, учимся, отдыхаем на прямой связи со всемирной сетью, по-другому уже не получается. Многим родителям безлимитный доступ в интернет дал возможность уделять детям меньше времени. Пока ребенок занят «прогулкой» в цифровое пространство, вы можете успеть помыть посуду, приготовить, а еще – поболтать по телефону с подругой, забежать к соседке или почитать любимую книгу.

На первый взгляд, не так уж страшно все это, думают многие. Пусть лучше смотрит мультики, чем слоняется бестолково по дворам. Однако все не так безоблачно, как кажется. В сети тоже немало опасных сайтов и ненужных знакомств. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что цифровое пространство может убить ребенка с легкостью маньяка. Самый яркий пример – группы смерти в соцсетях. Сейчас, после ареста основателя этого опасного движения, накал страстей немного утих. Но это не значит, что какой-нибудь социопат не захочет повторить этот «подвиг».

Поэтому необходимо выработать меры безопасности. Интернет-провайдеры активно двигаются в этом направлении. Уже можно установить так называемый детский тариф. Разновидностей множество, у каждой компании он свой, но суть одна – блокируются те сайты, которые могут нанести моральный вред ребенку.

Специалисты рекомендуют строго ограничивать время, проведенное в интернете – не более часа в день. Было бы хорошо подключить странички вашего ребенка в соцсетях к своим, тогда вы будете в курсе его интересов и сможете наблюдать, с кем он общается. Это, конечно, меры косвенного характера: если ребенок захочет скрыть от вас что-то, при нынешней продвинутости подрастающего поколения это не доставит труда. Поэтому мой самый главный вопрос к Светлане Владимировне – как научить ребенка самому фильтровать, что опасно, а что нет. И ответ на этот вопрос один: ребенок должен быть чем-то занят. Если он у вас без дела шатается по дворам, то рано или поздно беда может произойти. Очень часто дети становятся жертвой несчастного случая, именно по причине безделья. «Они не знали, чем заняться, и взяли спички…»

Ребенок должен быть организован. И главная задача родителя – ему в этом помочь. Конечно, обеспечивать ребенка финансово и стремиться дать ему все самое лучшее это здорово. Но это не должно быть первым пунктом в вашем списке. Оглянувшись вокруг, вы увидите, что эта схема не работает.

Надрываясь на службе сутками, невозможно уделять ребенку нужное количество времени. Наше внимание им необходимо, хотя бы даже для того, чтобы определиться, что им интересно, кем они хотят стать. Не поленитесь, пройдитесь с ребенком по кружкам и секциям. Помогите ему найти себя, задайте курс. Пусть он видит, что в жизни есть что-то интереснее интернета. И даже если вы в силу обстоятельств бываете дома только вечером, то все равно ставьте в приоритет ребенка. Интересуйтесь его жизнью, рассказывайте о том, как прошел ваш день, спрашивайте совета. Пусть он понимает, что вы общаетесь с ним как со взрослым человеком и доверяете ему. И это львиная доля успеха в создании безопасной среды вашего ребенка.