О таком в учебниках не пишут

162

О таком в учебниках не пишут

На прошлой неделе в рамках кейсового движения «Профессионалы будущего» в Дивногорском гидроэнергетическом техникуме прошёл специальный этап регионального кейсового чемпионата «Энергетическая безопасность». Главным стратегическим партнёром проекта стал холдинг Эн+, а за кубок победителя боролись студенты вузов и средних специальных учебных заведений края. Давайте разберёмся, что такое кейсы и почему применение этой методики обучения набирает всё большую популярность.

В роли экспертного жюри выступили специалисты АО «Красноярская ГЭС»: заместитель директор дирекции по основному производству и реконструкции Евгений Валерьевич Шоколов, начальник отдела управления персоналом Ольга Константиновна Булгакова, специалист по охране труда 1 категории Глеб Алексеевич Давыдов, начальник участка контрольно-измерительной аппаратуры Василий Геннадьевич Осеев, ведущий инженер участка контрольно-измерительной аппаратуры Константин Викторович Абаулин.

Команда ОПГ (Общество Приличных Граждан)

 

Что же такое кейс-метод?

Слово происходит от английского case –случай, обстоятельство. По сути это методика обучения, когда на конкретном примере реальной ситуации нужно решить какую-либо проблему. Команда участников сообща анализирует ситуацию и находит одно или несколько оптимальных решений. Наверняка многие помнят, как в школе учитель, немного отвлекаясь от стандартного ведения урока, приводил пример из жизни, где ключевым моментом была обсуждаемая тема занятия. Ученики, как правило, сразу же включались в процесс обсуждения, примеряя ситуацию на себя, и предлагали своё видение проблемы через призму жизненных обстоятельств. Так же и с кейсами.

Команда ГЭЭУ-1

Теперь о плюсах. Во-первых, метод даёт более широкое представление о процессах в той или иной сфере деятельности – то, о чём в учебниках не напишут. Решение кейсов позволяет развить именно те навыки, которые необходимы будущему специалисту в рабочем процессе, так как кейс имитирует реальные жизненные ситуации. Во-вторых, участники уходят в процесс решения с головой, и за счёт высокой эмоциональной вовлечённости материал усваивается наиболее эффективно. В-третьих, эксперты, дающие оценку проделанной работе – это специалисты, имеющие большой опыт в исследуемой сфере деятельности, и потенциальный работодатель будущего профессионала. Они оценивают решение кейса именно с практической точки зрения. К слову, кейс никогда не имеет одного правильного решения, всегда есть несколько эффективных. Кроме того, наиболее оптимальные и инновационные, из предложенных на чемпионате, имеют все шансы на внедрение в производство.

Команда ДГЭТики

Кто победил?

Нужно сказать, что ДГЭТ принимает участие в подобных соревнованиях уже третий год и команды техникума достигают определённых успехов. В этом году от учебного учреждения было выставлено семь команд, которые прошли в финал Iэтапа. Всего участвовало 23 команды из разных вузов и техникумов края – СФУ, Красноярский аграрный колледж, Красноярский аэрокосмический колледж, были ребята из Минусинска, Назарово. В первом этапе соревнования студенты работали над кейсом по снижению загрязнения бетона Красноярской ГЭС. Дело в том, что поверхность плотины постоянно подвержена воздействию мха и лишайника, и их нужно периодически счищать. Процесс этот долгий и трудоёмкий. Вот и поставили перед будущими профессионалами задачу его упростить. После защиты этого кейса командам выставили дополнительное задание по желанию, тема на выбор – цифровая модель или создание элеватора высот на Красноярской ГЭС. Из 23 команд вызвались 17 из разных муниципальных образований региона. Заместитель директор по УР Дивногорского гидротехникума Екатерина Алексеевна Боровенко прокомментировала событие:

– Кейс-движение сейчас очень популярно. У «Профессионалов будущего» в год проходит около 60 чемпионатов на разные тематики. Наше учебное учреждение предоставило свою базу, а партнёр чемпионата группа компаний Эн+ задаёт тематику кейса, оценивает их решение и, конечно же, поощряет участников призами. Каждой команде даётся 5–10 минут на презентацию кейса и 5 минут для ответов на вопросы от экспертов.

Победители и призёры кубка региона «Энергетическая безопасность» были разделены на высшую и младшую лиги – студенты вузов и студенты техникумов соответственно. Приятно осознавать, что победителями младшей лиги в этом состязании стали команды нашего гидротехникума: I место у команды «ГЭЭУ-1», II место заняла команда «ОПГ»,
III место-команда «ДГЭТики». Также команда «ОПГ» стала победителем специального этапа «Оптимизация и обслуживание АО «Красноярская ГЭС», заняв I место в кейсе «Элеватор высот».

Е. В. Шоколов, обращаясь к участникам чемпионата, сказал:
– Хочу отметить, что выполненная работа, помимо практической пользы для КГЭС, несёт большую пользу непосредственно для вас самих, так как помогает формировать алгоритмы решения производственных задач. Это формулировка проблемы, обозначение цели, разработка путей решениях, описание механизмов решения, определения ресурсов, получение результата и составление презентации. Всё это, помимо соревновательного аспекта, несёт в себе элемент обучения на уровне специалистов, которые заняты непосредственно на производстве.

 

Катерина Абаулина
Фото автора