ТВОРЧЕСТВО

В конце октября общественность Красноярского края отметила 100-летие выдающегося художника Тойво Васильевича Ряннеля. Уроженец ингерманландской крестьянской семьи Петроградской губернии, он стал Народным художником России, Почётным членом Российской Академии художеств. Так получилось, что большую часть жизни Т.В. Ряннель прожил в Красноярском крае, поэтому неудивительно, что с нашим Дивногорском и Дивногорским городским музеем Тойво Васильевича связывали многие нити – творческие, дружественные и родственные.

С 1995 года Т.В. Ряннель вместе с семьей переехал в Финляндию. Тем не менее, красноярские власти сохранили за ним мастерскую, а добрые отношения у него были практически со всеми сибиряками, поэтому свои творческие отпуска, иногда по несколько недель, он проводил на берегах Енисея, где интенсивно работал над новыми картинами.

Надо заметить, что Дивногорск для Тойво Васильевича был достаточно знаковым городом. Именно сюда, на строительство Красноярской ГЭС, в 1957 году он получил первую свою официальную командировку, а серия работ талантливого художника о строительстве и строителях получила всесоюзную известность, дав таким образом путёвку в «большую жизнь». С тех пор он не раз бывал в городе энергетиков, встречался с художниками, поэтами, местной интеллигенцией, был дружен с Виктором Петровичем Астафьевым. С 1970-х годов в Дивногорске жила его родная племянница Ирина Вениаминовна, здесь родились два внучатых племянника – Максим и Никита Тихомировы.

В начале 2003 года Тойво Васильевич в очередной раз приехал в Красноярск. Я в то время работал директором Дивногорского городского музея, а Никита Михайлович Тихомиров – старшим научным сотрудником музея. Пользуясь его родственной связью, я попросил о встрече с Т.В. Ряннелем. Художник согласился и пригласил нас к себе в мастерскую, которая находилась в доме № 112 на улице Ленина г. Красноярска. Первый этаж фасадной стороны дома занимал магазин «Нива», большой универмаг. А со двора был вход в мастерскую. Я впервые увидел столь масштабное творческое помещение. Двухъярусный огромный павильон, несколько комнат, по площади это превосходило наш городской музей.

Тойво Васильевич нас радушно встретил, сказал несколько теплых слов в адрес Дивногорска и дивногорцев. Затем отправил Никиту на кухню, заварить чай, а меня попросил помочь с наклеиванием фотографий в альбом, для будущего издания. Совместное дело всегда сближает, поэтому через несколько минут смущение моё ушло, и завязался доверительный разговор.

Беседа была очень насыщенной и продолжалась около двух часов. Она требует отдельного рассказа, к которому я обязательно вернусь. Скажу лишь, что Тойво Васильевич поделился малоизвестным фактом о своём непродолжительном проживании в Овсянке в 1930-х годах, когда их семью сослали в Сибирь; о буднях, не всегда героических, первостроителей Красноярской ГЭС, с которыми он познакомился в 1950-е годы; о том, как стал пассажиром первого рейса речного теплохода «Ракета» по Енисею и посетителем открытия первого в городе ресторана «Бирюса»; о своей творческой дружбе с Е.А. Шепелевичем и В.П. Астафьевым; о том, как стал первым слушателем песен Владимира Высоцкого, написанных в Дивногорске («Охота на волков») и в Выезжем Логе («Банька») во время съёмок фильма «Хозяин тайги».

На прощание Тойво Васильевич подарил нам 24 свои работы, сказав, сами разберётесь кому что. Мы с Никитой, естественно, передали столь ценные экспонаты в фонд нашего музея. Четыре из них оказались эскизами к незавершенной картине «Ленин с соратниками на берегах Енисея. Знаменский скит». А двадцать работ – акварели, эскизы, наброски разных лет с видами Дивногорска, Красноярской ГЭС, Енисея и Бирюсинского залива. Правда, через два дня, на День рождения Художественного музея, мы подарили коллегам две работы Т.В. Ряннеля, но все остальные приняли в основной фонд, где они хранятся и поныне, а их фотокопии украшают сайты не только нашей, но и красноярских виртуальных художественных галерей.

 

  • Строительные краны ГЭС.

 

 

Игорь Федоров, историк-краевед
Фото из фондов филиала
«Городской музей»