Церковь иконы Божией Матери Знамение Абалакская, г.Дивногорск / Фото Казакова Е.С.

ПРАВОСЛАВНАЯ СТРАНИЦА

14 октября Русская Православная Церковь в благодарность Деве Марии за ее покровительство, заступничество и реально видимую и осязаемую помощь празднует Покров Пресвятой Богородицы. В этот день Православная Церковь молится своей Всеблагой Заступнице: «Покрый нас честным Твоим омофором и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша». И Пресвятая Владычица наша Богородица вместе с пророками, апостолами, святителями, мучениками и всеми святыми молится за весь христианский мир и покрывает нас Своим Божественным Покровом. Мы радуемся этому празднику, потому что Матерь Божия простерла Свой Покров не только в этот день десять веков назад на град Константинопольский, но и всегда простирает Его над всеми христианами, которые нуждаются в милости Божией и защите.

Историческим основанием празднования Покрова Пресвятой Богородицы на Руси послужило чудо, произошедшее в Византии в 910 году. Это было в Влахернском храме в Константинополе, где хранились головной убор (собственно покров), риза и часть пояса Богоматери.

В тот период частых войн и завоевательных походов город был осажден сарацинами, и жители, ища защиты и покровительства, собирались в храме и возносили молитвы Спасителю и Царице Небесной. И вот в воскресный день во время всенощной святой Андрей, поднявший глаза вверх, увидел Пресвятую Владычицу нашу Богородицу. Она, окруженная ярким заревом, Ангелами, сонмом святых, среди которых были апостол Иоанн Богослов и Креститель Господень Иоанн, шла по воздуху. Затем Пресвятая Дева, преклонив колено, со слезами на глазах вознесла молитву к Сыну Своему Господу Иисусу Христу о спасении народа от вражеского нашествия и даровании христианам вечного спасения от видимых и незримых угроз. Далее она сняла с головы своей покрывало, которое заблистало «паче лучей солнечных» и распростерла его надо всеми молящимися людьми в храме. В ту минуту покров стал невидимым, а христиане ощутили благодать, утешение и заступничество – враги отступили, город был спасен.

Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в середине XII века стараниями святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Его усердием и вкладами было создано около 30 храмов. Один из них храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году вблизи г. Владимира. Принято считать, что церковь Покрова на Нерли была воздвигнута как памятник победоносного похода суздальских войск на Волжскую Болгарию. Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Строительство его связано с походом царя Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова русские войска одержали решающую победу над татарами.

Духовное содержание праздника указывает нам на постоянное, непрекращающееся попечение о нас Пречистой Девы, на Ее усердное заступничество за нас пред Сыном Своим и Богом. В этот день Православная Церковь молится своей Всеблагой Заступнице: «Покрый нас честным Твоим омофором (покровом) и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша». И Пресвятая Владычица наша Богородица вместе с пророками, апостолами, святителями, мучениками и всеми святыми молится за весь христианский мир и покрывает нас Своим Божественным Покровом.

БОГОРОДИЦА

Богородица (Дева Мария, Божья Матерь, Богоматерь) – дочь праведных Иоакима и Анны; Матерь Господа Иисуса Христа; Приснодева; лучшая из когда-либо живших людей (не считая Её Божественного Сына, который, собственно, является не простым человеком, но Богочеловеком).

Несмотря на то что Богородица именуется Матерью Божьей, догмат о Богоматеринстве нельзя интерпретировать так, будто Дева произвела из Себя Божество, сделавшись Причиной Божественного Бытия. Божество вечно, а Богородица – Божье Творение, но никак не наоборот. Догмат о Богоматеринстве необходимо осмысливать в свете учения о воплощении Бога. Боговоплощение было не чем иным, как восприятием в Вечную Ипостась Сына Божия человеческого естества – соединением в Его Вечном Лице двух естеств: Божеского и человеческого. В результате этого акта Божественного Домостроительства Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Совершенным Человеком: был зачат сверхъестественным образом (Лк.1:35), выношен и рождён Преблагословенной Марией в соответствии с воспринятой Им человеческой природой. Поскольку Дева Мария носила под сердцем, а потом и родила не обыкновенного человека, но вочеловечившегося Бога, постольку и чествуется Церковью именно как Богоматерь и Богородица.

О том, что Дева Мария является Матерью Бога, Священное Писание удостоверяет нас:
а) прямо именуя рожденного Ею Иисуса Сыном Божьим (Лк.1:35),
б) сообщая об истинности Его рождения от Жены (Гал.4:4) и действительности воплощения (Ин.1:14).
в) приводя исповедание Елисаветы: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43).
г) отображая обращение ко Христу святого апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).
д) многократно свидетельствуя о Христе как о Боге на основании Его собственных Откровений: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11); «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин.16:15) и т. д.

Дева днесь предстоит в Церкви
«В нынешнее тяжкое время, когда земля отягчилась неверием, беззаконием, не отступила ли от нас Заступница наша усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть «малое стадо» сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией – мы не погибнем». – Архимандрит Иоанн Крестьянкин (1910 г. – 2006 г.).

Святая Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы, как великое и радостное откровение о о великой любви Богоматери к роду человеческому, ибо не только в храме Влахернском тысячу лет тому назад молилась слезно Владычица, но молится и сейчас, здесь и везде, и всюду, до конца века. И не только во Влахернском храме простирается Ее омофор, но и над всем миром. Мы верим, что и нас, грешных, осеняет спасающий Ее Покров, хотя мы и недостойны его созерцания.

Как Посредница между землей и небом, Матерь Божия есть Ходатаица за мир человеческий, возносящая его молитвы к Престолу Славы Божией. Она – любовь и милосердие, прощение и заступление. Богородица не судит мир, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на Страшном Суде Сына Своего Пречистая будет молить Праведного Судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят Ее вселюбящее сердце. На злобу и грех Она отвечает любовью и слезами. Будем же знать, Чье сердце мы раним грехами, Чьими слезами омываются наши падения! Пусть знает всякое создание, что оно не забыто Пречистой, Которой близка всякая душа человеческая. Верим и знаем, что и сейчас предстоит Милосердная с молитвой о нас и что молитва Ее всесильна. Она предстательствует за нас, и потому ко благу совершается всё происходящее с нами. Пресвятая Владычица наша Богородица являет и сейчас любовь Свою нам грешным. Что может быть больше этого утешения?!

Во все времена, когда с умножением грехов наших увеличиваются наши бедствия во исполнение слов святого апостола Павла: беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии (2 Кор. 11, 26) когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Матф. 24, 7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей…» и Пречистая Дева Мария подает нам в защиту Свой Покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас от враг видимых и невидимых. Ее святая молитва укрепляет и умудряет нас и дает нам силы нести свой крест.

Да поможет нам Пресвятая Богородица и испросит нам великое терпение во спасение душ наших! И да воссияет в сердцах наших радость и свет Ее всесильного Покрова и да будет Покров Ее Святой над всеми нами отныне и до века!

О молитвенном обращении к Богородице «Спаси нас!»
Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице «спаси нас» может означать прошение об избавлении или ограждении от опасности. Под опасностью же могут подразумеваться различные угрозы. Во-первых, опасности могут носить религиозный характер: опасность не исполнить какую-то норму Божьего закона, опасность в борьбе с силами зла, наконец, опасность уклонения от жизни во Христе.
Во-вторых, под опасностями могут подразумеваться угрозы, не связанные напрямую с христианскою деятельностью. Откликаясь на наши молитвы, Богородица, как Пренепорочная Матерь Христа, может помочь нам ходатайством, а может проявить Свою силу и власть как Небесная Царица, например, послать в помощь молящемуся ангелов.

В третьих, в силу Её сугубого обожения и очевидной определённости как Предстательницы за человеческий род перед Своим сыном Иисусом Христом, мы можем обращаться к Богородице о спасении своей души, но имея правильное представление о том, что Она достигла этого не по естеству, а по благодати, причастности к Богу.

В четвертых, это не единственная форма молитвенного обращения к Богородице о заступничестве, например, употребляются и такие: «Моли Сына Твоего и Бога нашего», [Христа] моли о душах наших, «…Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим».

Вопль к Богоматери
Эта молитва написана мучеником Е. Поселяниным и взята из журнала «Русский инок» за 1910 г., стр. 29. Евгений Поселянин был уничтожен большевиками 13 февраля 1931 г. одновременно с настоятелем Преображенского всей гвардии собора Петрограда митрофорным протоиереем Михаилом Тихомировым.

О чём молить Тебя, чего просить у Тебя? Ты ведь всё видишь, знаешь Сама, посмотри мне в душу и дай ей то, что ей нужно. Ты, всё претерпевшая, премогшая, – всё поймёшь. Ты, повившая Младенца в яслях и принявшая Его Своими руками со Креста, Ты одна знаешь всю высоту радости, весь гнёт горя. Ты, получившая в усыновление весь род человеческий, взгляни и на меня с материнской заботой. Из тенёт греха приведи меня к Своему Сыну. Я вижу слезу, оросившую Твой лик. Это надо мной Ты пролила её, и пусть смоет она следы моих прегрешений. Вот я пришёл, я стою, я жду Твоего отклика, о, Богоматерь, о, Всепетая, о, Владычице! Ничего не прошу, только стою пред Тобой. Только сердце моe, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычицe! Дай всем, кто зовёт Тебя, достигнуть Тобою вечного дня и лицем к лицу поклониться Тебе.

Нечаянная гостья
В 1383 году в Константинополе произошел переполох, который мог бы послужить основой настоящего детектива. Из величественного собора в квартале Влахерны исчезла икона! Да не просто икона, а образ Богоматери, написанный, согласно преданию, самим евангелистом Лукой. Не было ни следов взлома, ни признаков кражи, но факт оставался фактом – иконы нет! Тем временем за тысячи километров, на севере Руси, происходили не менее удивительные события – в глухих Новгородских землях, то тут, то там, люди стали замечать икону Богородицы, которая висела в воздухе, поддерживаемая ангелами. От образа Пречистой Девы исходил лучезарный свет, а те, кто отваживался подойти поближе и молился с верой перед Нечаянной гостьей, получали исцеление от разных недугов. Как гласит одна из версий, эта икона и есть та самая святыня, пропажа которой вызвала переполох во Влахернах.

В итоге икона появлялась во многих местах Новгородского края – Богородица словно что-то искала. И в конечном итоге Ее поиск остановился в городке Тихвин: икона осталась в этом месте и больше не исчезала. Благодарные Пречистой Деве за такие милости жители этих мест возвели деревянный храм. Он трижды разрушался в огне пожара, но каждый раз чудесная икона оставалась невредимой. И все так же давала Богородица исцеления тем несметным вереницам людей, которые шли к ее иконе как к последней надежде в своем горе. Позже – в веке XVI – слава о чудесном образе достигла Москвы, и Великий князь Василий III лично пожертвовал деньги на строительство нового каменного собора. А все последующие русские цари считали за честь приехать в Тихвин на богомолье.
После революции 1917 года икона попала в краеведческий музей Тихвина. Потом пришли фашисты, и святой образ был переправлен сначала в Прибалтику, а затем в США, в Свято-Троицкий собор Чикаго, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Он завещал своему приемному сыну Сергею вернуть икону в Тихвин, когда там падет безбожный режим и возродится монастырь. Впоследствии воля владыки была выполнена, и в 2004 году Тихвинский образ вернулся в Россию.

Эта икона занимает особое место среди русских святынь. Будучи сначала греческой реликвией, этот образ стал исконно русским по духу, поскольку его появление в пределах Северной Руси совпало с периодом избавления от монголо-татарского ига и формированием Московского государства. Наши предки увидели в Тихвинской иконе благословение Богородицы на «собирание» русских земель. А еще появление иконы Богородицы в глухих новгородских лесах, по мнению старинных летописцев, было особым знаком. Ведь буквально через полвека – в 1453 году – Византия окончательно пала под ударом Османского государства. И теперь именно Русь была призвана Богородицей хранить православную веру.

 

Материал подготовлен пресс-службой Свято-Знаменского храма г. Дивногорска

Фото Е.С.Казакова