РЕКЛАМА КАК ДВИГАТЕЛЬ… КУЛЬТУРЫ

851

Сегодня без рекламы не обойтись. В тот же момент, она извечный раздражитель, если появляется не вовремя. Согласитесь, вряд ли вызовут положительные эмоции какие-нибудь таблетки от аллергии, если они вдруг всплывают на экране телевизора в кульминационный момент интересного фильма. Но это еще «цветочки», пять минут можно выдержать. Другое дело, когда реклама «налеплена»
в неположенном месте, например, на двери подъезда. Различные листовки, частные объявления и плакаты портят не только внешний вид, но и краску на двери, так как удалить такую продукцию порой очень сложно. Остаются следы клея и бумаги.
А это уже «ягодки», причем весьма неприятные на вкус.

К нам в редакцию обратилась Ольга Михайловна Серякова. Женщина проживает по улице Набережной. Она и соседи очень радовались, когда возле их дома появилась современная и аккуратная автобусная остановка. Любо-дорого посмотреть. Однако недолго та радовала глаза. Начались выборы в Горсовет, и на остановке стали появляться плакаты с кандидатами в депутаты. Люди срывали эти листовки, бумагу бросали тут же. «Было очень неприятно», – рассказывает Ольга Серякова. Но выборы закончились. Ольга Михайловна взяла в руки ведро с водой и попыталась отмыть следы выборной агитации. Особо сложные участки, где засохший клей никак не поддавался воде и моющим средствам, пришлось отскабливать ножичком. С грехом пополам порядок удалось навести. Казалось бы, больше ничего не угрожает внешнему виду остановки, но через месяц Ольга Михайловна с ужасом увидела, как на стенах появились плакаты с приглашением посетить красноярский дельфинарий.
Именно этот факт побудил Ольгу Серякову обратиться в «Огни Енисея». Ее рассказ был весьма эмоциональным, с болью в голосе. Видно, что женщина всем сердцем переживает случившееся. Она попросила выяснить, нельзя ли организовать в городе места для расклеивания рекламы, а тех, кто портит внешний вид городских объектов, штрафовать? Тем более, считает Ольга Михайловна, виновных искать не нужно, телефоны указаны на расклеенных плакатах.
С этими вопросами мы обратились к начальнику отдела архитектуры и градостроительства Дивногорска Наталье Викторовне Шкоморода. Оказалось, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. По ее словам, в нашем городе есть места, где можно вывешивать плакаты и листовки на законных основаниях. Это информационные доски и рекламные баннеры. Например, информационные стенды установлены на площади Строителей, возле магазина «Аленка», и практически на каждом подъезде.
– Я считаю, этого вполне достаточно, – сказала Наталья Викторовна. – Другое дело, что люди так не думают, поэтому вывешивают объявления на остановках, магазинах, стенах дома, рядом с которыми есть тротуар. Устанавливать информационные доски где-либо еще не планируется, а вот рекламные баннеры появятся. Они разместятся вдоль проезжей части улиц и совершенно не испортят облик города.
Как пояснила Наталья Шкоморода, отдел архитектуры и градостроительства действительно отслеживает незаконную рекламу, но полномочия касаются только рекламных щитов. В этом случае выписывается предписание и, как правило, этого достаточно, чтобы баннеры были убраны. Как, например, в случае с рекламой агентства недвижимости «Городок», которая была вывешена несанкционированно на одном из домов по улице Комсомольской. А что касается различных плакатов, листовок, частных объявлений, то это полномочия административной комиссии.
Вот только, чтобы эта самая административная комиссия смогла наказать нерадивого рекламодателя, его нужно еще поймать. Причем, за руку, чтобы наряд полиции выписал протокол об административном нарушении. Только в этом случае будет повод для разбирательства. Доказать, что остановки портятся по инициативе руководства дельфинария, практически невозможно. «Это вообще не мы сделали, нас специально подставляют конкуренты» – можно услышать, позвонив по указанному телефону, а раз «не пойман, то и не вор». Такие рекламные плакаты расклеиваются под покровом ночи, зачастую даже не дивногорцами, а возле каждого столба наряд полиции не поставишь.
Но всегда ли виной тому, что люди расклеивают рекламу без санкций, бескультурье? Оказывается, нет. Для того чтобы повесить плакат на жилой дом, требуется согласование с жильцами, то есть провести собрание и получить «не возражаю» большей части квартиросъемщиков, чтобы потом средства за аренду стены пошли на благоустройство территории или текущий ремонт дома. Только кто это будет делать? Вывести жильцов на всеобщее собрание по более значимым поводам порой не удается, что уж говорить о какой-то рекламе? проще в обход всех требований и процедур мазнуть клеем по стене, повесить свою листовку и быть довольным. Тем более, что ответственности никакой, если за руку не поймают. Именно поэтому на стенах наших домов нет-нет да и появляются объявления (о распродаже обуви, дубленок и пуховиков, о выставке меда) или приглашения посетить красноярский дельфинарий.
Губернатора Красноярского края Виктора Толоконского спросили, что ему в первую очередь бросилось в глаза, когда он переехал в Красноярск из Новосибирска? «Объявления на столбах», – ответил Виктор Александрович. И действительно, нам, привыкшим к такому явлению, залепленные столбы уже не бросаются в глаза, а у человека со стороны они вызывают отрицательные эмоции. Ведь «встречают по одежке».
Борьба с незаконной рекламой, как мы уже выяснили, карательными методами имеет очень низкий коэффициент полезного действия. Поэтому, считает начальник отдела архитектуры и градостроительства Дивногорска Наталья Шкоморода, изменить ситуацию в лучшую сторону возможно лишь профилактическими методами. А именно поднимать культурный уровень людей. Чтобы было стыдно расклеивать плакаты и листовки на стенах домов, как, впрочем, и бросить бумажку мимо урны. Вот только как это сделать – Наталья Викторовна не знает.
А пока за внешний вид городских остановок переживает Ольга Михайловна Серякова и такие же неравнодушные люди, как она…
P.S. И все-таки, на взгляд автора, было бы желание – решить эту проблему можно. Создать в городе прецедент, установить возле какой-нибудь остановки дежурство и поймать за руку нарушителя, а затем наказать и рассказать об этом случае повсеместно, дабы другим неповадно было. Есть еще и другой способ: собраться добровольцам, пройтись по местам, где вывешивают незаконную рекламу, и сорвать ее. Они вывешивают, мы срываем, они тратят деньги на плакаты, а мы бесплатно ее удаляем, пока не станет ясно, что вывешивать несанкционированно рекламу в Дивногорске не выгодно и малоэффективно. И последнее, учитывая особый рельеф нашего города, мне кажется, что информационных щитов Дивногорску недостаточно, к примеру, на центральной улице – Комсомольской или на той же Набережной нет ни одного. Вряд ли кто-нибудь пойдет читать объявления с нижней части города к магазину «Аленка» или на площадь Строителей. А раз информационных стендов не хватает, то заменой им начинают служить стены остановки.

Андрей ИВАНОВ
фото автора