А.А. Рыжков

Чай вдвоем

Наверное, все родители, едва их ребенок достигает пятилетнего возраста, стремятся поскорее чадо отдать в какую-нибудь секцию или кружок. Выбор в Дивногорске достаточно большой: хочешь – учись рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах, хочешь – занимайся спортом. Важнее, чтобы это было не просто дополнительное образование. Ребенок ходит с особым удовольствием туда, где учат не просто навыкам рисования, пения, танца и т.д., а закладывать основы понимания жизни, формируют личность. Кто-то скажет, что этим должны заниматься родители. Это, бесспорно, так. Но гораздо лучше, если в жизни маленького человека есть еще хотя бы один взрослый, который учит правильно расставлять приоритеты, ориентироваться в жизни, общаться, дружить.

Поводом для встречи с сегодняшним гостем нашей постоянной рубрики стало незначительное на первый взгляд событие. В одной из социальных сетей я наткнулась на сообщение жительницы нашего города, в которой она жаловалась на детей, разбивших стекло в одиноко стоявшем автомобиле. Хулиганы, заметив взрослого, конечно же, бросились врассыпную. Под этой публикацией были десятки комментариев от пользователей соцсети на тему, как они поступили бы с малолетними вандалами на месте автора поста – отругали бы детей прямо на месте, сдали родителям, отвели в полицию. А я задумалась, действительно ли все перечисленные меры принесли бы должный воспитательный эффект? Может, есть другой более эффективный способ борьбы с детским и подростковым хулиганством? На этот вопрос мне ответил руководитель детского клуба «Богатырь», педагог дополнительного образования Рыжков Александр Александрович.

С женой Анной Михайловной
на 1 сентября в школе №4

К сожалению, в этот раз чаепития не получилось: разговор происходил, что называется, на бегу. Времени у Александра Александровича не так много, как ему хотелось бы. Утром ведет уроки в школе, после обеда занимается со своими подопечными в клубе. Иногда различные мероприятия очень долго задерживают на работе – домой приходит поздно вечером. Но он ничуть не жалеет об этом. Время, которое наставник проводит с детьми, бесценно. Ведь, как признается сам Александр, он меняет в лучшую сторону их, а они его.

Не просто тренер

Ответ на мой вопрос кроется в повседневной жизни клуба. Идея создания подобной организации возникла у Александра несколько лет назад. Поначалу задумывалась как обыкновенная секция для занятий спортом на базе школы. Ребятишки приходили самые разные. Кто-то из вполне благополучных семей, кого-то привели постоянно пропадающие на работе родители, чтобы чадо не болталось на улице. Были и те, у которых в семье сложилась неблагоприятная обстановка.

Под этим словосочетанием подразумеваются самые разные ситуации: семьи неполные или с низким уровнем дохода, или семья, где родители вместо воспитания отпрысков предпочитали все время уделять пагубным страстям – алкоголю или наркотикам. Александр с удовольствием брал всех ребятишек к себе на занятия, но особенно интересно ему работать именно с детьми из последней категории. Он видит, как благодаря занятиям в клубе такие дети меняются.

В клубе проходят не только спортивные занятия. Александр много времени уделяет общению с ребятами. Это могут быть лекции, какие-то интересные рассказы или обычная беседа. Приветствуются мероприятия на свежем воздухе.

Привал в походе

Обязательно раз или два в месяц члены клуба выбираются в поход. Кроме активных игр, в воспитательном процессе особый акцент на занятиях по этике, этикету. Вот такого поворота я уж точно не ожидала. Ну никак не ждешь, что в спортивной секции тренер учит мальчиков и девочек, как вести себя в обществе, кого нужно пропустить, входя в помещение. Много ли тренеров тратят время занятий на то, чтобы лишний раз напомнить ученикам о правилах поведения в общественном транспорте? Но Александр считает эти моменты одной из важных составляющих педагогического процесса, напомнив мне, что раньше в школах обязательны были уроки этики, но теперь почему-то это дисциплину отменили. И, как считает тренер, зря. Предмет очень полезный и нужный, когда речь идет о воспитании подростков.

 

Мы – команда

Основой для своего авторского метода воспитания Александр сделал принцип командной работы. Как показывает практика, метод работает. Идея очень проста: все члены клуба должны чувствовать себя в единой связке. Иногда в буквальном смысле. Участники забега привязывают друг друга за руки одной длинной веревкой и бегут. Такой простой и к тому же веселый кросс дает одно четкое понимание – мы команда! Не важно, кто из нас прибежит первым. Важнее, что прибежим вместе. Или, к примеру, вся группа отжимается. Есть островок отдыха, где может отдохнуть только один человек. Это учит ребят присматривать друг за другом, думать о тех, кому тяжело: отдыхающий должен вовремя заметить самого уставшего и заменить его. Такие нехитрые упражнения помогают детям научиться работать и жить в коллективе. Через занятия приходит понимание заботы о ближнем, уважения к нему.

Покорение
скалы Ермак

Кроме этого, тренер всегда дает необычные домашние задания. Например, нужно сделать несколько добрых дел. Для малышей это может быть помощь по дому, букет для мамы. Ребятам постарше – задачки уже посложнее, но в основе всегда забота об окружающих людях и мире, в котором они живут. Помощь человеку на улице или субботник – не важно. Главное – сделать мир чуточку лучше. Из маленьких ежедневных поступков складывается одно большое доброе дело, а значит мир преображается. Через эти маленькие поступки приходит любовь к окружающим и к самому себе.

Ребенок, выросший в человека, который уважает и любит себя, не захочет жить в мире, где есть что-то плохое. Такой человек постарается это плохое изменить. Начинать учить детей нужно с малого: не сорить на улице, относиться с уважением к месту, где живешь, дружить. Даже ребенок из неблагополучной семьи, впитывая эти простые наставления своего тренера, будет понимать, взрослея, что нужно жить честно, не поддаваясь дурному влиянию, стремясь к лучшему.

Как бороться с хулиганами?
Возвращаясь к вопросу, озвученному в начале статьи, я приведу ответ Александра. Сообщения в соцсетях, где детей «ловят на месте преступления» и обсуждают происшедшее, к воспитательному процессу, как считает тренер, не просто не имеют никакого отношения, но, напротив, подогревают интерес малолетних хулиганов к подобным противоправным действиям в будущем. Дети из неблагополучных семей воспринимают подобные публикации как интерес к своей персоне. Ребенку нравится, что его заметили, о нем написали в интернете.

Подобный нездоровый интерес к сомнительной славе может привести к печальным последствиям. Самое эффективное средство против хулиганства, как считает Александр, это не подогревание интереса сторонней публики к подобным происшествиям, а беседа с ребенком, занятия с ним. Постепенно у детей сформируется правильное понимание, к каким негативным результатам может привести такое поведение.

Этот подход к воспитанию у Александра сложился не сразу. Да и вообще в начале своего трудового пути он не предполагал, что когда-то будет работать с детьми. После школы выбрал технический вуз, проработал несколько лет в МЧС. Но затем захотелось чего-то нового – решил попробовать себя в психологии. Получив второе высшее образование в педагогическом университете, А. Рыжков пришел в дивногорский Молодежный центр, в это же время появилась идея поработать с детьми. Так он попал в школу на должность учителя физкультуры, а позже и организовал свой уникальный клуб.

В том, что произошла такая резкая смена специальности с технической на педагогическую, Александр не видит ничего удивительного. Его бабушка много лет проработала в школе, ее сестры были педагогами. Родители Александра не могли много времени посвящать воспитанию сына: на дворе были тяжелые 90-е, и отец с матерью работали с утра до ночи, чтобы прокормить семью. Бабушка всю себя отдавала педагогике. После уроков в школе она не забывала наставлять на путь истинный и родного внука, занималась с ним много и интенсивно. Но особой успеваемостью в школе маленький Саша похвастаться не мог. Понимание поговорки «век живи – век учись» пришло в более зрелом возрасте. Сейчас А. Рыжков получает уже третье высшее образование и готовится к написанию кандидатской. В этом ему как раз помогают его маленькие друзья по клубу. Он хочет запатентовать свою методику, чтобы в дальнейшем другим педагогам было проще разобраться в тонкой детской психологии.

У Красноярского педагогического института

 

 

Хотя сегодня не было выпито ни капли чая, а разговор с гостем получился коротким и каким-то сумбурным, мне кажется, что встреча оказалась плодотворной. По крайней мере, мне никогда не было так легко писать о своем герое. Безусловно, все наши гости, люди уникальные. Но Александр Рыжков зарядил меня какой-то необыкновенной энергией, и пальцы сами полетели по клавиатуре. Хотелось бы пожелать удачи Александру, ведь он делает большое дело – воспитывает поколение людей, среди которых нам с вами жить. И у него это прекрасно получается.

 

Катерина Абаулина
Фото из личного архива
А.А. Рыжкова