ШКОЛЬНЫЕ ВОЙНЫ

777

Утро для Коли начинается с процедуры, которая стала для него за последний год привычной: подъем, разработка онемевших во время сна мышц. Лечебная физкультура, после – массаж, все это необходимо для того, чтобы избежать дистрофии мышц после спинно-мозговой травмы. Почти год назад Колина мама пережила сильнейший в ее жизни шок: звонок из школы, где учился ее сын, перевернул все. Классный руководитель сообщила, что Колю увезли на «скорой». Позже выяснилось – сына избили одноклассники, ни один из них толком не смог объяснить, за что. Как результат – травма позвоночника. Две сложнейшие операции, долгий курс реабилитации, поиски виновных, судебные тяжбы.
Разбирались в тонкостях конфликта долго, но в итоге ответственности никто не понес. Били ребенка за пределами школы, а значит школьное руководство здесь ни при чем. Виновные в избиении одноклассники – несовершеннолетние, а значит, их просто пожурят и отпустят домой. Но даже если бы кто-то и понес наказание, ситуация от этого не изменилась бы. Ребенок в 12 лет стал практически инвалидом.
В последнее время в средствах массовой информации и в интернете часто мелькают сообщения о подобных происшествиях. Некоторые из них просто леденят кровь. Взять к примеру недавний случай в Улан-Удэ: вооруженный «коктейлем Молотова» и топором школьник ворвался в класс и покалечил шесть человек. Позже в официальной версии уточнили, что причиной этого теракта был конфликт школьника с преподавателем. Да что далеко ходить, в нашем маленьком городке подобные события тоже имели место быть. А ведь это только верхушка айсберга, о многом просто умалчивают.
Что же становится причиной всего этого ужаса? Слишком свободные времена и нравы? Или просто равнодушие взрослых и жестокость детей? Кто-то скажет сейчас: это обычное дело, в школе без драк и разногласий никак не обойтись. Потому что средняя школа, это как Дикий Запад, только еще и на гормонах. Но в таком случае можно вообще не обращать на это внимание. И пусть те, кто сильнее, травят слабых, издеваются, самоутверждаясь, калечат и не несут ответственности.
Статистика конфликтов в российских школах такова: 85% учеников считают, что их в школе обижают, 38% становятся объектами издевательств, 53% испытывают серьёзные проблемы с учителями и одноклассниками, 32% готовы обратиться с проблемой к старшим, 3% доверяют психологам и другим специалистам. Глядя на эти цифры, понимаешь, что масштаб трагедии слишком серьезен. Это реальность, и мы в ней живем, а что еще страшнее – в ней живут наши дети. В наше время уже не редкость суицид школьников, уставших от издевательств. Кто виноват, и что с этим делать?
Воспитанием детей должны заниматься родители, а не школьные учителя. Задача последних – обучать детей. Никто с этим поспорить не может. Но как бы там ни было, дети проводят в школе большую часть своего времени. Многие родители находятся на работе до вечера и полноценно успевают пообщаться с детьми только на выходных. Даже исходя из этого, можно понять, что семья в данном случае оказывает на ребенка влияния намного меньше, чем школа.
В принципе, по утверждениям психологов, родители максимально могут вложиться в ребенка примерно до 6-7 лет. Как строители при возведении многоэтажки закладывают прочный фундамент, чтобы здание было непоколебимо при любых бурях и землетрясениях. Точно так же родитель закладывает основы характера ребенка в первые годы его жизни. В дальнейшем сознание детей формирует его окружение, друзья, одноклассники. Никто не говорит здесь о том, что родителям нужно опустить руки и пусть ребенок сам растет дальше, как сорняк: что вырастет, то вырастет. Чтобы вырастить что-то полезное, почву нужно удобрять и поливать, тогда она даст хорошие плоды. Сознание ребенка – это тоже почва, оно нуждается в заботе. Каждый ответственный родитель вечером должен бы поговорить с ребенком. Спросить о том, как прошел его день, что происходило в школе, как у него вообще дела. Но так, к сожалению, происходит не в каждом доме.
Другой момент – это организация школьного процесса. В каждой современной школе существуют так называемые «конфликтные комиссии». Их задача – решать возникающие споры между учениками, учениками/учителями, и учителями/родителями. В состав входит обязательно кто-то из учителей школы и ученики старших классов. В идеале, эта схема могла бы приносить очень хороший результат.
Известно, что только понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Почему возникают конфликты между учащимися? Руководство школы рекомендует обращаться к штатному психологу – еще одно нововведение в школах. Насколько эффективна работа такого специалиста трудно судить. Потому как конфликты – тема неисчерпаемая. Но снизить ущерб от них психолог должен однозначно.
Ирина Анатольевна Кошкина, заместитель директора по воспитательной работе школы №7, твердо убеждена, что эффективная работа заключает в себе две составляющие: это внимание родителей к ребенку и чуткость учителей. Ведь зарождение конфликта невозможно не заметить. Ребенок начинает вести себя по-другому. Замыкается в себе или проявляет излишнюю агрессию. Взрослый человек должен это увидеть и разобраться в ситуации. Школа – это единый организм. Неважно на какой должности находится школьный работник: директор он или технический персонал. Если взрослый видит, что ребенок нуждается в помощи, он просто обязан обратить на это внимание, сообщить классному руководителю или родителям ребенка. Чем раньше выявится причина конфликта, тем проще будет его разрешить.
По сути, конечно, на бумаге все это смотрится таким простым и понятным, а на деле оказывается непростой задачей. Но это наши дети, и их будущее зависит от нас – взрослых, на нас основная ответственность. В конечном итоге, мы пожнем именно то, что посеяли.

Ольга ФРОЛОВА