ШОКОВЫЙ ПЕРЕРАСЧЕТ

1315

В конце минувшей недели жильцы многоквартирных домов (МКД) г. Дивногорска получили квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг. Сказать, что они испытали шок, не сказать ничего. В графе «Итого к оплате за расчетный период» жильцы (не все, но большинство) обнаружили цифры, которые повергли их сначала в изумление, а затем и в недоумение. Поначалу люди решили, что это какая-то ошибка. Но выяснилось, что нет, все правильно, в соответствии с изменениями в законодательстве, вступившими в силу в текущем году
ПРАВИЛЬНО ЛИ ПЕРЕСЧИТАЛИ?
В понедельник телефоны в офисах управляющих компаний, в администрации г. Дивногорска и в редакции «ОЕ» разрывались от звонков возмущенных и ничего не понимающих дивногорцев. «За что мы должны платить? Что это за безобразие? Опять коммунальщики на нас наживаются!», – такие слова мы выслушивали от горожан.
На электронную почту редакции тоже приходили гневные письма. Например, один из читателей написал следующее:
«Сегодня пришла платежка за квартиру от компании «Чистый город», и на бумаге стоит: платить 7202 рубля. Прибавили целых четыре тысячи рублей. Что творят, уму непостижимо! Видимо, прибавка чиновникам в карман… У меня случился шок. Почему резко прибавили, и что это за услуги? Такая дороговизна… Я ОТДАМ ВСЮ ПЕНСИЮ, А НА ЧТО ЖИТЬ? …Нужно собирать на мой счет помощь… УЖАС!»
Как говорится, без комментариев. Что же произошло на самом деле? И кто виноват в том, что люди получили квитанции с такими большими суммами? Попробуем разобраться вместе со специалистами предприятий городского ЖКХ.
Руководители, юристы и экономисты управляющих компаний ситуацию объяснили так: перерасчет был сделан на основании федеральных законов и постановления Правительства РФ №1498, которое было принято незадолго до нового 2017 года. В соответствии с действующим законодательством, при оплате за коммунальные услуги равномерно в течение календарного года (т.е. по 1/12, а не по фактическому потреблению) корректировку оплаты за потребленные коммунальные ресурсы управляющие компании производят по окончании календарного года, в первом квартале следующего за отчетным года. (Читатели, которых интересуют правовые основания перерасчета, могут самостоятельно ознакомиться с такими документами, как Постановление Правительства РФ №354 от 06.05. 2011 г., Федеральным законом №176-ФЗ в ред. От 28.12. 2016 г. (ч.10. ст.12), Постановлением Правительства РФ №1498 от 26.12. 2016 г.).
Перерасчеты, кстати, – это обычное дело, и у большинства дивногорцев ранее вопросов по ним почти не возникало, поскольку, как правило, они делались в пользу потребителей услуг, им возвращалась часть уплаченных за год денежных средств. Но на этот раз, к великому неудовольствию жителей МКД, перерасчет показал, что они должны доплатить за коммунальные услуги. И не 100-200 рублей, а три-четыре тысячи рублей, а кое-кто и того больше.
Как выяснилось, в этой ситуации меньше всего стоит винить работников управляющих компаний. Они лишь следовали букве закона и вышеуказанного правительственного Постановления.
Дивногорцы знают, что общедомовой прибор учета учитывает весь объем потребленного ресурса за минувший год, т.е. – всю воду, которая проходит по системам водоснабжения и отопления. И за все это платят жильцы МКД, а не кто-то другой.
ЗАТРАТЫ НА ГВС ВЫРОСЛИ
Как нам пояснили специалисты МУП ЭС, одним из ключевых слагаемых при расчетах за тепло и ГВС является норматив потребления коммунальной услуги. Раньше норматив потребления был примерно одинаковым для всех жилых домов. Теперь для каждого дома он разный. Что такое норматив? Это количество тепла, необходимого для нагрева 1кв. м площади. Единица измерения в данном случае – гигокалория (Гкал). В 2015 году норматив составлял, условно говоря, 0, 024 Гкал, и его включали в расчеты стоимости потребленной энергии на тепло и ГВС. Но по итогам года приборы учета показали, что потребление тепла было меньше. Причины? Они разные. Температура наружного воздуха была выше, люди экономили тепло, регулируя подачу тепла в радиаторах отопления, реже открывали форточки и т.д. В итоге, при перерасчете управляющие компании вернули деньги потребителям, так как объем потребления был ниже, чем фактическая оплата. В 2016 году, исходя из опыта предыдущего года, управляющие компании установили для домов с приборами учета более низкие нормативы. Однако по итогам 2016 года затраты на отопление и нагрев горячей воды выросли, а приборы учета где-то показали перерасход по затратам на горячее водоснабжение. Согласно информации, которую нам предоставили в МУПЭС, температура наружного воздуха в январе 2016 года была в среднем ниже, чем за аналогичный период 2015 года на 12 градусов, в феврале – на два градуса, в апреле – на один градус, в мае – на три градуса, в декабре – на пять градусов и т.д. Теплее в 2016 году в сравнении с предыдущим годом было только в июне и сентябре. Соответственно, и затраты на нагрев горячей воды для отопительных систем и для ГВС были выше. В каких-то домах разница была небольшой, в других – значительной. Так и сложился дополнительный объем потребленной услуги, и управляющие компании произвели перерасчет пропорционально всем жильцам.
В результате перерасчета и получились те большие суммы, которые возмутили дивногорцев. Разбить платеж на несколько месяцев, утверждают специалисты УК, было невозможно из-за особенностей программы «Спринт». В результате дивногорцы испытали шок, а в офисах управляющих компаний случился наплыв негодующих жильцов обслуживаемых ими домов.
ОПЛАТА В РАССРОЧКУ
Стоит отметить, что в мартовских квитанциях перерасчеты произведены не только в сторону увеличения платежей, но и в пользу жильцов. Так, согласно квитанции, которую получили жильцы одного из домов под управлением ООО «Жилищно-коммунальный сервис», по итогам года им вернули часть средств, уплаченных за холодную воду, водоотведение, отопление (!), и горячую воду (ГВС: компонент на теплоноситель). Как нам объяснили руководители управляющих компаний, от жильцов не требуют немедленной оплаты сумм по перерасчетам. Люди могут прийти в свою управляющую компанию и договориться о рассрочке (реструктуризации) платежа на три месяца. В отдельных случаях – и на больший срок. В управлении соцзащиты также с пониманием отнеслись к проблеме, с которой столкнулись горожане. Нас заверили, что получатели субсидий, заключившие соглашение о рассрочке, не будут считаться должниками, субсидии и льготы в этот период они получат в полном объеме.
Директор МКУ «Городское хозяйство» Р.М. Бодрова так прокомментировала эту ситуацию:
– Перерасчет в февральских квитанциях в основном прошел по отоплению и по теплу; по горячему водоснабжению (ГВС) – в тех жилых домах, где установлены общедомовые приборы учета. Весь год жильцам начислялась плата – среднее значение по потреблению услуги предыдущего периода, т.е. 2015 года. По итогам 2016 года исполнители коммунальных услуг провели анализ и выяснили, что по отоплению жильцы переплатили и им вернули часть средств.
В декабре 2016 года вышло Постановление Правительства РФ №1498, согласно которому затраты коммунальных ресурсов на общедомовые нужды из коммунальных услуг исключаются и переводятся в жилищные услуги, в расходы по общедомовым нуждам. В результате из расчетов, произведенных управляющими компаниями по показаниям общедомовых приборов учета, сложились суммы дополнительных затрат, которые предъявили жильцам.
Раиса Мансуровна добавила, что фактический объем коммунальных услуг на ОДН рассчитывается как разница между показаниями коллективного прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета или нормативов потребления. Полученный объем услуг распределяется между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально их доле в праве общедолевой собственности на общее имущество дома.
Что же мы имеем в итоге? О каких-то нечестных поборах со стороны управляющих или ресурсоснабжающих организаций говорить не приходится. Да, теоретически могут быть ошибки и в расчетах, и в показаниях приборов учета. Хотя, как уверяют нас жилищники, они работают с компьютерной программой «Спринт», единой для всего края, и расчеты программа делает автоматически. Специалисты УК только предоставляют исходные данные для расчетов, их заносит в программу специалист и она сама все считает. А приборы учета должны ежемесячно проверяться совместной комиссией специалистов МУПЭС и управляющих компаний.
К сожалению, именно жилищно-коммунальные платежи входят в число основных статей расходов бюджета каждой дивногорской семьи. И расходы эти, судя по всему, будут ежегодно расти. Установка приборов учета коммунальных ресурсов, применение энергосберегающих технологий все же не дало ожидаемого эффекта, т.е. повсеместного снижения платежей. Если кто-то привык лить воду без счета или жечь электричество днем и ночью, то существенно сэкономить ему, полагаю, не удастся. Но и экономный потребитель ЖКУ, вопреки законам справедливости, вынужден периодически раскошеливаться за тех, кто экономить не привык. А о том, как будут развиваться события, мы будем информировать наших читателей в следующих номерах «ОЕ». Следите за газетой.