Православная страница

 Двунадесятый непереходящий праздник Сретение Господне празднуется 15 февраля. В этот день Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву, женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

Празднуемое в Сретение событие подробно описано в Евангелии от Луки.

«А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.  И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,  и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. 

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк.2.22-38).

 

Старец Симеон

Старца Симеона Церковь называет Богоприимцем. Он был священником Иерусалимского храма или по крайней мере происходил из священнического рода. Нас не должно удивлять то, что, по преданию, он прожил около трех с половиной сотен лет в ожидании Христа. Главное – осмысление причины, по которой Симеону «было обещано Духом Святым», что он не вкусит смерти до тех пор, пока не встретит провозвещенного многими ветхозаветными пророками Мессии, или Христа.

Согласно преданию, Симеон, богословски и филологически блестяще образованный муж, живший в Иерусалиме, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык. Перевод Священного писания, известный в науке как Септуагинта – «Перевод Семидесяти», был предпринят в Александрии Египетской, культурной столице всего эллинистического мира, в III в. до Рождества Христова, египетским царем Птоломеем Филадельфом (282-246 гг. до Р.Х.), любителем просвещения, заботившимся о пополнении своей уникальной библиотеки.

По приглашению царя в числе других ученых Симеон прибыл в Александрию и, получив отдельное помещение в уединенном месте у Фаросского маяка, вскоре приступил к работе. По промыслу Божию, Симеону выпал жребий переводить книгу пророка Исайи, названного позднее «ветхозаветным евангелистом». Когда он дошел до пророчества «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то сначала слово «альма», которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, перевел словом «парфенос», что по-гречески собственно «дева». Но вдруг он спохватился, как же дева может родить? Когда Симеон хотел зачеркнуть слово «парфенос», то был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца.

Так праведник и жил долгие десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые чуждые поколения; лишь обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг Дух повелевает: пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки самого Господа, и ничего не может сказать, кроме знаменитого «Ныне отпущаеши»: «Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели Тайну, сокрытую от веков и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий помрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни». «Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя, — Жизнь всех». «Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе Младенца видел Тебя, непременного, превечного Бога и Спасителя… Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым». «Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Прими Твоего служителя, утружденного старостью». Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказывает Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова: «Этот Отрок будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием». «И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте».

Старец Симеон стал, таким образом, символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя и окружающего языческого мира к встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.

 

Новомученики и исповедники российские

6 февраля 2022 года Русская Православная Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Русской Церкви. На сегодняшний день в составе Собора более 1700 имен. Есть среди них пострадавшие за веру и из  Красноярской епархии

Александр Поливанов, священномученик (†1919)

Память 30 (17) марта. Александр Петрович Поливанов родился в семье священника около 1878 г. По окончании Томской духовной семинарии в 1898 г. определен псаломщиком к Никольскому собору города Мариинска. В сентябре 1902 г. рукоположен во диаконы, затем — во иереи к Никольскому храму села Боготольского (относилось к Томской губернии). С 30 октября 1910 г. священник Михаило-Архангельской церкви села Алтатского Ачинского уезда Енисейской губернии. Расстрелян большевиками 30 марта 1919 г. в четырех верстах от села. Тело пастыря было перевезено в Ачинск и предано торжественному погребению. У него остались жена и четверо детей, из которых старшему было 11 лет.

Амос Иванов, священномученик († 1919)

Память 28 (15) июня (в день небесного покровителя — пророка Амоса). Амос Иванович Иванов, в 1887–1892 гг. — псаломщик Никольской церкви села Михалевского Канского уезда, в начале 1910-х гг. — диакон Никольской церкви села Анцирского Канского уезда; был хиротонисан во иереи к Покровскому храму поселка Вахрушево Тасеевской волости Канского уезда. В марте 1919 г. поступило первое, не подтвердившееся, известие об убийстве священника, он был еще жив до момента бегства партизан от правительственных войск в конце июня. Погиб после возвращения красных партизан в Тасеевскую волость осенью 1919 г.; точная дата и обстоятельства гибели неизвестны.

Михаил Вологодский, священномученик († 1920)

Память 14 (1) октября. Михаил Георгиевич Вологодский родился в 1888 г. в семье потомственных священнослужителей, племянник будущего архиепископа Минусинского Димитрия (Вологодского). По окончании Красноярской духовной семинарии в августе 1911 г. рукоположен во иереи к Гавриило-Архангельской церкви села Вершино-Рыбинского Канского уезда, до февраля 1916 г. — благочинный III участка. С марта 1916 г. священник Никольской церкви села Агинского Канского уезда (ныне — Саянского района). Приход был большим, входило 13 деревень, помимо храма — 4 молитвенных дома, 3 церковно-приходские школы.

После окончания Гражданской войны на территории епархии продолжились преследования священников и репрессии против них. 14 октября 1920 г. в день Покрова Божией Матери после службы по выходе из церкви был схвачен представителями местной власти, увезен за село Агинское, подвергнут долгим мучительным истязаниям и убит. В 1930-х гг. репрессиям были подвергнуты родственники отца Михаила по линии отца.

Порфирий Фелонин, священномученик († 1919)

Порфирий Николаевич Фелонин родился в 1858 г. в семье священника. С 1880 г. — псаломщик, с 1885 г. — диакон Никольской церкви села Горок Егорьевского уезда Рязанской губернии. В 1899 г. хиротонисан во иереи к Никольской церкви села Бунбуйского Енисейского уезда Енисейской губернии. С 1901 г. — священник Георгиевской церкви села Устьянского, с 1909 г. — Троицкой церкви села Троицко-Заводского (Троицкий солеваренный завод) Тасеевской волости Канского уезда, в августе 1919 г. окормлял также приход села Рождественского (ныне — село Дзержинское). Первые сведения о преследованиях партизанами появились в марте 1919 г. После возвращения партизан в Троицкое и Тасеево в сентябре 1919 г. ими создан ревтрибунал, который «…работал день и ночь. С занятием прежней позиции на местах было выявлено много предателей…». В числе расстрелянных был и «поп Фелонин», составивший якобы «для колчаковцев громадный список лиц, которых необходимо было … казнить». Точная дата и место гибели не установлены.

Стефан Семенченко, священномученик († 1919)

Отец Стефан Семенченко служил диаконом-псаломщиком Всехсвятской церкви г. Красноярска; 14 апреля 1918 г. был рукоположен в сан священника и командирован для исполнения пастырских обязанностей к Покровской церкви села Михайловского одноименной волости Канского уезда (бывш. село Каеткайское, в советское время — деревня Михайловка Георгиевского сельсовета) с правом выставить свою кандидатуру при избрании. Село было целиком переселенческим.

27 марта 1919 г. по окончании службы для говеющих был арестован двумя партизанами в деревне Воздвиженка, увезен к Мангановскому бору и там убит. Благочинным были предприняты меры к «отысканию тела мученика и преданию земле в ограде Канского Спасского собора». Приход, «где прихожане не захотели защитить священника, прибывшего к ним для удовлетворения их церковных нужд, от двух негодяев», был закрыт. Семья священника, в том числе сын Георгий, на глазах которого арестовали отца, и дочь Васса, занимавшая место псаломщика при той же церкви, спаслась бегством.

Трофим Кузнецов, священномученик (†1919)

Трофим Евстафьевич Кузнецов родился в 1885 г. в Симбирской губернии, служил учителем церковно-приходских школ в Пензенской и Саратовской губерниях. По окончании Пастырских курсов в Москве в апреле 1912 г. рукоположен в храме Христа Спасителя во диаконы, затем во иереи и определен к новооткрытому приходу во имя преподобного Серафима Саровского села Тургенево Ачинского уезда Енисейской епархии. В 1914–1918 гг. служил в приходах сел Касьяновское и затем Райское Канского уезда.

С августа 1918 г. — священник Иннокентиевского прихода села Суховское и благочинный V участка Канского уезда. 29 (по другим сведениям — 28) января 1919 г. «за свое смелое и искреннее слово, которое было направлено всецело против большевиков и на защиту настоящего Правительства, — большевиками расстрелян». Был отвезен на сельское кладбище, привязан к березе и каждый из отряда выстрелил в пастыря (в некоторых публикациях утверждается, что это произошло в селе Бирилюссы Ачинского уезда). Останки мученика по требованию партизан были преданы земле «без отпевания и облачения». Заочное отпевание совершил о. Василий Жихарев. Вдова священника с двумя малолетними детьми была вывезена правительственным отрядом в село Рождественское.

Предстательством и молитвами сонма новомучеников и исповедников Российских, предстоящих пред Престолом Божиим и молящихся за наш многострадальный народ, за Русскую Церковь и нашу возлюбленную Отчизну, да укрепит Господь веру православных христиан и ниспошлет нам Свое благословение.

 

Материал подготовлен пресс-службой Свято-Знаменского храма г. Дивногорска