«ТАЙНА ЧЕРНОГО КВАДРАТА»

692
SONY DSC

С 12 октября в Дивногорском художественном музее представлена уникальная выставка «Прогулки с Доктором Фаустом» красноярского художника и педагога Сергея Евгеньевича Лошакова. Уникальность экспозиции заключается в оригинальности задумок, особой стилистике и технике, философской направленности авторской мысли.

В работах Сергея Евгеньевича существуют не только контексты, но и подтексты, и даже интертексты. И вряд ли найдется человек, кроме самого автора, способный также прекрасно разбираться в их толковании.
На открытии выставки автор приоткрыл завесу тайны философских смыслов своих произведений и рассказал зрителям о педагогической деятельности на кафедре «Рисунок, живопись и скульптура» Института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета. Если вам не удалось встретиться с автором, то не стоит опасаться сложности произведений, нужно посетить выставку и попробовать проникнуться духом работ. Каждая из них дышит собственным состоянием, в ней раскрывается множество граней цветовых соотношений, а детализация дает массу возможностей для воображения.
В экспозиции представлены как графические, так и живописные работы Сергея Евгеньевича. Черно-белая скупая графика и многослойная технически сложная яркая живопись как будто противостоят друг другу. С одной стороны, простота, четкость линий и форм, реалистичность, с другой – многослойность, фактура, обилие деталей, растворенность предметов в фоне и друг в друге…
Непосредственно с образом легендарного Генриха Фауста связаны иллюстрации к произведению Иоганна Гёте, созданные художником в середине 90-х годов. К сожалению, оригиналы этих рисунков, выполненные тушью, находятся в Германии. Однако, используя современные достижения печати, Сергею Лошакову удалось воссоздать их в копиях так, что отличить от оригиналов можно с большим трудом. В этих иллюстрациях мы видим самого Фауста, Мефистофеля, Маргариту, Елену и других героев. В иллюстрациях интерес сосредоточен не на сюжетной линии литературного источника, а на философских идеях, переданных художником в своем ключе. Так, например, известная сцена моления и последующей смерти Маргариты в тюрьме дополнена изображением змея – вечного символа злого духа, грехопадения и искушения. Окружение Маргариты неоднозначно, особенно выделяется световой поток, разделяющий работу по диагонали…
Основные персонажи – Фауст и Мефистофель – повторяются не только в шестнадцати листах иллюстраций поэмы, но и в живописной работе «Прогулки с Фаустом», где они несутся вне времени и пространства на конях. В этом же произведении изображен «черный квадрат».
Придя на выставку, вы сможете проверить свою внимательность и попытаться выявить все отсылки к самой известной русской живописной работе XX века.
Прогулки с загадочным Доктором Фаустом ждут вас до 16 ноября.

Е.С. Халюкова, искусствовед,
гл. хранитель МБУК ДХМ