ученики программируют робота

25 июня – День изобретателя и рационализатора

Как говорил Томас Эдисон: «Ценность идеи определяется её полезностью». Со времён этого выдающегося изобретателя человечество сделало огромный рывок вперёд. Роботы, о которых писатели-фантасты прошлого столетия могли только фантазировать, давно стали привычными в нашей жизни – они заменили человека на производстве и стали помощниками в быту. А в Дивногорске робота может собрать и запрограммировать даже ребёнок. Не верите? Давайте заглянем в гимназию № 10 и убедимся в этом своими глазами.

Встречает нас Диана Васильевна Рязанова – учитель математики и информатики, а по совместительству педагог дополнительного образования. Именно она учит гимназистов вселять жизнь в кусочки железа и пластика. Всё самое интересное происходит в стенах лаборатории. Оборудование для занятий предоставлено компанией En+Groupe в рамках учебно-методического курса «Энергия в каждой капле», что является частью комплексной программы по развитию образования в регионах присутствия компании.

На занятия по занимательной робототехнике приходят и мальчики, и девочки, начиная с младших классов. Для начала Диана Васильевна даёт им простые задания – например, собрать машинку из деталей набора. Это ещё не робот, но постепенно дети самостоятельно добавляют к своим выдумкам запчасти, чтобы превратить их в движущиеся механизмы. Можно добавить колёса и шестерёнки. Крутишь за ручку – машинка едет. Начиная с пятого класса, ребята уже учатся программированию. Программа пишется на компьютере, через кабель скачивается в память робота. Здесь гимназисты снова идут от простого к сложному: научить робота двигаться вперёд-назад, поворачивать. Затем его учат брать предмет и везти от пункта А в пункт Б. Тестируют роботов на специальном столе, где нарисована дорожка, которую умная машинка «видит» инфракрасным датчиком. По сути, программа этих робокаров мало чем отличается от уже ставшего привычным для многих робота-пылесоса. Подобные маленькие экземпляры – упрощённая версия агрегатов, которые незаменимы на производстве: они самостоятельно пролезут в труднодоступные места или смогут работать в опасных для человека условиях.

«Бывает, видишь, что у ребёнка не получается, долго сидит, думает над проектом. Хочешь помочь, но он не разрешает. Ему интересно самому разгадать, в чём же фокус».

Лень – двигатель прогресса. Именно поэтому современный человек старается упростить себе жизнь, сделать её более лёгкой и комфортной. Вот и придумывает он разные штуки. Все мы слышали о технологии «умный дом». Ученики Дианы Васильевны – те, что постарше, – осваивают процессы работы данного изобретения. В лаборатории стоят макеты домиков, и ребята экспериментируют: как сделать так, чтобы двери открывались сами, или сработала сигнализация. Да, такому и сам Кулибин позавидовал бы.

Педагог согласна с известным утверждением – каждое следующее поколение более интеллектуально развито, чем предыдущее. Её ученикам достаточно показать что-то один раз, задать траекторию движения, а дальше они уже додумаются сами, как завершить работу над новым изобретением.

– Бывает, видишь, что у ребёнка не получается, он долго сидит, думает над проектом. Хочешь помочь, но он не разрешает. Ему интересно самому разгадать, в чём же фокус.
В ближайшем будущем в десятой гимназии запланирован старт ещё одного интересного проекта: откроется кружок нейромоделирования. Диана Васильевна как раз начала обучение этой новой дисциплине в колледже повышения квалификации. Такая возможность появилась у гимназии благодаря победе в конкурсе. Программа реализуется инфраструктурным центром «Нейронет» на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке НТИ. Возможность действительно уникальная, поскольку со всего края её добились всего четыре педагога – двое из красноярской школы и двое из нашей дивногорской гимназии.

Что такое это нейромоделирование и чему конкретно будут обучаться на занятиях дети, пока ещё не до конца ясно. Но из названия можно предположить, что эта прикладная наука имеет огромное значение в биологии и медицине. Может быть, в скором времени гимназисты нашей школы научатся делать бионические протезы или создадут компьютер, способный записывать сны. Но что-то и мы замечтались и ударились в фантастику. Хотя, как показывает исторический опыт, – для пытливого человеческого ума не существует фантазий, которые он не сможет воплотить в жизнь.

 

Катерина Абаулина
Фото из архива
гимназии № 10