universe-tss.su

Что такое спасение?
От чего нас спасает Господь?

Когда пришло время Пресвятой Богородице родить, Ангел является во сне Иосифу и повелевает ему назвать рождающегося Младенца Иисусом. «Ибо, – ​говорит Ангел, – ​Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1,21). В этом спасении от грехов полагал Свое призвание и Сам Господь Иисус Христос. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас».

В чем состоит предлагаемое Христом упокоение? «Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим» (Мф.11,28–29). Покой, спасение – ​в перемене нравов. Верный Своему призванию «взыскать и спасти погибшее», Сын Человеческий приходит в дом Закхея и говорит: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (Закхей) сын Авраама». Слова же эти сказаны были в ответ на восклицание Закхея: «Господи, половину имения моего отдам нищим и, если кого обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,10,9,8). Мытарь, сребролюбец по самому своему положению, вдруг разрешается от уз своей страсти. Господь и называет это спасением.

Св. Апостол Петр убеждает своих читателей благодушно переносить все скорби здешней жизни, чтобы «достигуть, наконец, верою спасения душ». «По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках,.. зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1Пет.1,9,15,18–19).
Св. Апостол Павел так описывает спасение, совершенное Иисусом Христом: Явившаяся благодать Божия потому и «спасительна всем человекам», что «научает нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благо честно жили в нынешнем веке». В этом и цель, и смысл дела, совершенного для нас Иисусом Христом, так как «Он дал Себя за нас (для того именно), чтобы избавить нас от всякого беззакония, и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит.2,11–12,14), чтобы «избавить нас от настоящего лукавого века» (Гал.1,4). – ​Спасение состоит в том, что Бог «избавил нас от власти тьмы»; а тьма эта была наше отчуждение от Бога и греховная жизнь. «По расположению к злым делам», мы были враждебно настроены против Бога и «отчуждены» этим от Него. «Ныне Бог примирил нас,.. чтобы представить нас святыми, и непорочными, и неповинными пред Собою». Но все это, конечно, под тем непременным условием, если мы пребываем в своем призвании: «Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали» (Кол.1,13,21–23), иначе вражда наша против Бога опять восстанет.

Грехи – ​не какая-то абстракция. Каждый грех является раной, наносимой человеком самому себе, потому грех и приносит нам боль. Наверное, многие замечали: когда кого-то злостно осудишь или обманешь, – ​как скверно потом бывает на душе? Совесть мучает. Любая страсть всегда и является источником страданий. Мы знаем, как страдает тщеславный, когда его не хвалят, более того, ругают. Какие муки переносит завистливый, когда у его лучшего друга успех.
Нужду в спасении человек начинает чувствовать, когда увидит безобразие своей души и захочет стать хоть немного чище, чем есть. Здесь-то он и поймет, каковы его успехи в самоизлечении от мучающих его страстей, поймет и необходимость Божественной помощи.

Совместная работа Иисуса Христа и человека в деле спасения называется синергией. Господь является Целителем, но от человека требуется произволение, понуждение, труд борьбы со своими страстями. Сама по себе эта борьба не исцеляет, но именно она открывает двери души действию Бога в деле спасения человека.