НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ –
ЗАДАЧА ШКОЛЫ XXI ВЕКА
КОНКУРСАНТКИ ОТВЕЧАЮТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

Мы продолжаем знакомить читателей с участницами 
конкурса «Учитель года – 2021». Напомним, в этом 
году в борьбу за звание лучшего в Дивногорске
учителя вступили шесть педагогов из пяти школ 
города. О каждой участнице мы рассказываем
 на страницах газеты и на нашем сайте. 

Светлана Петровна Мазуренко
учитель начальных классов, школа № 4

Родилась и выросла в солнечном Казахстане в дружной многодетной семье. У Светы было три брата, поэтому она всегда чувствовала себя защищенной и самой счастливой. В школу попала в шесть лет совершенно неожиданно для родителей.

– «В детском саду я была самая младшая, – вспоминает Светлана Петровна, – вся моя группа отправилась в первый класс, а меня хотели оставить еще на год. Но я упрямо, как Филипок Толстого, собиралась и шла в сторону школы. Никакие уговоры остаться в садике не действовали. И мама пошла на поклон к директору, предложившему временно, без документов, посадить меня «для пробы» в первый класс. Надеялся, что убегу в ближайшие пару месяцев. А я, не чувствуя никакого подвоха, изо всех сил старалась учиться – носила, маме и папе на радость, одни пятерки. В ноябре мама пошла решать вопрос, чтобы вернуть меня в садик. Любовь Пантелеевна, учительница первая моя, нахмурила брови и сказала единственную фразу: «Вопрос о пребывании вашей дочери теперь буду решать я. И я Вам ее не отдам!»

С этого дня Света стала официальной ученицей первого класса. Уже по итогам первой четверти ее портрет появился на стенде «Наша гордость».
Я любила и уважала свою учительницу, старалась никогда не подводить. А как я мечтала быть похожей на нее! Копировала взгляд, речь, ее движения и мимику.
Пожалуй, именно этот период совпал с моментом обретения мечты стать учителем. Светлана начала учить всех и все вокруг: и соседских ребятишек, и кукол. Усаживала родителей и, нахмурив брови, рассказывала, как правильно сложить буквы для чтения.

Не повезло только моему младшенькому брату, – смеется Светлана Петровна. – Его рождение совпало с моим первым классом, и, отмалчиваясь в своей колыбели, он получал порцию моего «дай дневник – поставлю 2 за молчание» по три раза на день.
Больше девчушка никогда не задумывалась, кем будет. Росла, развивалась, училась. И не сомневалась: она – учитель.

Поступление в педагогический институт города Целинограда (ныне Нур-Султан) совпало с юбилеем празднования Дня Победы. Девушка ходила на подготовительные курсы, очень старалась, но в тот год был огромный конкурс на место, и она его не прошла. Сдаваться ей не хотелось – начала искать альтернативу. В то же время в педагогическом колледже открыли экспериментальную группу для тех, кто окончил среднюю школу. Когда пришла сдавать документы, оказалось, что конкурс в два раза больше, чем в институте. Наша героиня стала готовиться с еще большим усердием. А спустя время увидела себя в списках зачисления.

Так она стала еще ближе к своей мечте.

Учителем Светлана Петровна трудится уже почти 23 года.
В дивногорскую школу № 4 пришла в 2005 году. С тех пор школа стала любимой и родной.
Сейчас у меня два класса – мой неугомонный 4 «Б» и не менее любимый 8 «Б». Как взяла их в 1 классе, так и идем рука об руку восемь лет.

Отношения с учениками у нашей героини всегда складывались хорошо. С родителями – по-разному.

Современные родители много работают, много знают, но мало времени уделяют детям, в основном путают заботу и воспитание. Но в большинстве случаев родители – это мои помощники. Всегда поддерживают в любых начинаниях. Благодарна каждому из них за опыт, содействие, понимание.

Учитель XXI века – информационный первоисточник
для учащихся. Наставник и друг, который должен научить учиться, а не учить, делясь знаниями,
как делали раньше.

В современном мире технологий и инноваций, где нет границ и запретов для детей, по мнению Светланы Петровны, учителю очень трудно заинтересовать учеников. Суметь увлечь – это один из ведущих запросов для современного учителя. Ну и, конечно, учитель должен быть справедливым и терпеливым.
Дистант стал настоящим испытанием. Общительной С. П. Мазуренко было трудно оказаться закрытой в четырех стенах. Но расслабляться она себе не позволила. Говорит, что отработали с ребятами программу, что называется, по полной. Уроки умудрялись проводить по Вайберу: дети читали, изучали новый материал.
Мне было важно, чтобы они помнили друг друга, кто с кем сидит. Я проводила диктанты, готовила презентации. А сколько флешмобов мы провели с ними! По итогам года была проведена настоящая линейка.

Несмотря на сложность дистанционного обучения, наша героиня считает, что отказываться от него ни в коем случае нельзя. Суровая реальность в период пандемии показала: это единственная возможность учиться, двигаться и расти. Но требуются адаптированные для учеников платформы, продуманные и лаконичные от дизайна до содержания. А этого, к сожалению, пока очень не хватает.

По мнению С. Мазуренко, учитель 21 века – информационный первоисточник для учащихся. Наставник и друг, который должен научить учиться, а не учить, делясь знаниями, как делали раньше. Для этого надо постоянно быть в курсе всех событий, расти профессионально и, самое главное, иметь на это желание.

Подготовила Ольга ГАМАНОВИЧ