Семья Новиковых

Персона. Семейное образование и рождественские традиции Новиковых

Быть мамой – это не только произвести на свет новую жизнь, но и взять на себя за неё ответственность, воспитать личность, вырастить нового человека. Это требует ресурсов – физических, психологических, материальных. Далеко не все женщины готовы к этому и, зачастую здраво оценивая свои возможности, готовы отказаться от счастья материнства в пользу других целей – карьеры, стабильного финансового положения, науки или искусства.

Человек предполагает, а Бог располагает


Так начиналась и история Виктории Новиковой. Успешная студентка-математик Новосибирского государственного университета, она жила в Академгородке и даже не помышляла о пелёнках, распашонках, да и замуж не стремилась. Если бы в то время кто-нибудь сказал, что к сорока годам у неё будет шестеро детей, Виктория рассмеялась бы этому человеку в лицо. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Планам девушки посвятить жизнь царице наук в родной альма-матер, не было суждено сбыться – она познакомилась с дивногорцем Леонидом. Вскоре молодые поженились и переехали на родину мужа.
Ещё до свадьбы, когда зашёл вопрос о детях, супруги обговорили, что им хотелось бы четверых детей, причём один из них должен быть приёмный. Соблюсти условия договора не совсем получилось: вслед за Полиной, Матвеем, Мироном и приёмным Максимом на свет появились Аня и Марк.

Да, малышам требуется больше внимания: что-то показать, объяснить, выработать определённые навыки — не отвлекаться, например. Но потом они всё делают самостоятельно, и мне нет смысла постоянно сидеть рядом во время «урока». Остаётся только контролировать и задавать вектор движения в образовательном процессе.


А под силу ли?


Когда детки стали подрастать, Виктория и Леонид пришли к единогласному решению, что их образование они должны взять в свои руки. То есть традиционному обучению в школе предпочли семейное.
– Мы с мужем задались вопросом: раз Бог возложил на нас ответственность быть родителями, как мы можем лучше исполнять свои обязанности? Образование – это ведь не только передача знаний, это воспитание характера. Если ребёнок будет проводить большую часть дня в школе, то школа и будет на него иметь большее влияние. А останется ли время и силы у ребёнка, чтобы мы могли дома работать над его характером?
Конечно, у Виктории и Леонида возникали сомнения – а справятся ли они? Успокаивал тот факт, что развитие современных технологий многим сегодня позволяет удалённо учиться. Виктория рассказывает:
– Недостатка в информации и способах её получения вообще нет. Не проблема найти первоклассного педагога по любому интересующему предмету и прослушать его лекции. По сути, я учу своих детей учиться – искать информацию, материалы к теме. Да, малышам требуется больше внимания: что-то показать, объяснить, выработать определённые навыки – не отвлекаться, например. Но потом они всё делают самостоятельно, и мне нет смысла постоянно сидеть рядом во время «урока». Остаётся только контролировать и задавать вектор движения в образовательном процессе. Ещё один положительный момент в том, что, глядя на ребёнка, я понимаю его интересы, и мы в делаем упор на них. Моя старшая дочь занимается танцами в «Огоньке» и играет на фортепиано в музыкальной школе. Вряд ли она смогла бы совмещать эти занятия с уроками в школе и выполнением домашнего задания. Я считаю, что если что-то получается, то нужно в этом развиваться.


Традиции


В каждой семье есть свои традиции, посвящённые зимним праздникам – Новому году и Рождеству. Новиковы празднуют Рождество 25 декабря, а готовиться к этому дню начинают за месяц. Так появилась идея сделать адвент-календарь. Он представляет собой коробку с 24 небольшими окошечками – по одному на каждый день с 1 по 24 декабря. Открывая окошечко, ребёнок получает небольшой сюрприз. Но Виктория учит своих детей, что Рождество – это не только подарки и старается привить им основы христианской веры:
– Мы с детьми читаем отрывки о Рождестве в Библии, чтобы настроиться на праздник. Вообще, я считаю, что вера и семейные традиции очень важны для ребёнка. Они дают ему ощущение безопасности. Мне бы хотелось, чтобы, повзрослев, они унесли эти традиции в свою семью.
Ещё одна недавно сложившаяся традиция – встречи семей, выбравших домашнее обучение, по субботам в библиотеке им. В. Н. Белкина.
– Наша открытая образовательная площадка – возможность пообщаться как для детей, так и для родителей. У последних, нередко, бывают сомнения по поводу правильности выбранного пути. Это не удивительно, в любой деятельности человек переживает подъёмы и кризисы. Плюс мы подсказываем друг другу, где лучше найти обучающую информацию, где какие экзамены сдавать. Также мы приглашаем специалистов из разных областей для проведения лекций, мастер-классов. Они с радостью откликаются на наши просьбы, причём делают это совершенно безвозмездно.
Встречи посещают около десяти семей. Бывает, к ним присоединяются те, кто только присматривается к семейному обучению, раздумывая о плюсах и минусах, рассчитывая свои силы.
– Мы открыты для всех, всегда готовы помочь. К нам приходят и семьи с детьми, которые ходят в школу – делимся знаниями, сами подчерпываем что-то новое. Воспитывать детей – тяжёлый труд, но тот, кто не побоялся взять на себя эту ответственность, будет вознаграждён сторицей.


Комментарий специалиста


Начальник отдела образования администрации г. Дивногорска Галина Васильевна Кабацура:
– По состоянию на 1 сентября 2022 года в нашем городе на семейном обучении находятся 33 ребёнка. Когда только вступил в силу закон, позволяющий получать образование разными формами, то количество детей, чьи родители предпочли семейное обучение, с каждым годом понемножку прибывало. Сейчас оно в принципе тоже не сокращается.
Выбор этой формы получения образования зачастую происходит в силу идеологических или религиозных соображений. Есть верующие родители, которым светское образование кажется недостаточно хорошим. Это тоже аргумент, почему бы и нет. Но ребёнок должен быть прикреплён к школе (причём это не обязательно должна быть школа г. Дивногорска, это может быть школа в любом городе РФ), в которой он будет проходить промежуточную и итоговую аттестации, сдавать экзамены. Если на аттестации ребёнок показывает неудовлетворительные результаты, то комиссия поднимает вопрос, насколько вообще эффективно и уместно продолжать обучение дома. Был в нашем городе прецедент, когда после промежуточной аттестации результаты ученика нас не устраивали. Мы работали с родителями, учителями и ребёнка вернули на очное обучение.
Каких бы мне хотелось видеть родителей, выбравших семейное обучение? Прежде всего, семья должна адекватно оценивать свои возможности и способности детей. Второе – как минимум высшее или хотя среднее специальное образование у мамы или у папы. Третье – владение методиками получения информации с разных ресурсов и умение использовать её в учебном процессе.


Большой угрозы, что все ринутся на семейную форму обучения, я не вижу, потому что учить детей непросто. А когда их несколько (а многие семьи, которые ушли на семейное обучение, являются многодетными), это превращается в тяжёлый труд, который, как правило, ложится на плечи мамы.
И к этому нужно быть готовым.


Катерина Абаулина
Фото из личного архива семьи Новиковых