ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

1733

Еще недавно мы переживали за предприятие «Дивногорские тепловые сети». Менее года назад ситуация была, мягко говоря, непростой. Теплоснабжающая организация находилась в стадии банкротства, люди могли остаться без работы, а две трети города – без тепла.
К счастью, предприятие передали МУПЭС, сегодня пришла стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Мы побывали на «Дивногорских тепловых сетях» и узнали, как и чем живут люди этого предприятия.

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (А.В. Ануфриенко)ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (Ремонт насоса центральной котельной)ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (Аккумуляторные баки)ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (Диспетчер теплосетей)ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (Центральная котельная)ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (Старый пульт как музейный экспонат)ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ… (Электроподстанция центральной котельной)

ПОЧЕМУ ТАРИФ «ЗОЛОТОЙ»?

Так уж сложилось, что сейчас в Дивногорске воду нагревают электроэнергией, а не углем или газом (исключение – пос. Молодежный). Во времена СССР, когда построили мощнейшую гидростанцию, а цена киловатта составляла две копейки, такой подход казался целесообразным и выгодным. Проще и дешевле было поставить бойлеры. Но времена изменились, теперь цена электроэнергии, – словно бриллиант покупаешь. Это главная причина высоких тарифов на тепло в нашем городе. Как пояснил заместитель директора по теплоснабжению МУП «Электрические сети» Алексей Васильевич Ануфриенко, есть и другая сложность – наш город построен на террасах берега Енисея. Разница высот от Набережной до самой верхней точки – около 290 метров. То есть, воду на эту высоту необходимо поднять. Поэтому у «Теплосетей» не одна-две котельные, а целых шесть на разных уровнях Дивногорска. Понятно, транспортировка воды вверх-вниз очень энергозатратный процесс, что также не приводит к удешевлению тарифа. Для эффективной деятельности предприятия необходимо снизить тарифы на электроэнергию минимум в два раза, считает Алексей Васильевич, так как электроэнергетическая составляющая в затратной части производства – около 75%! А еще нужны средства на обслуживание сетей, заработную плату работникам и т.д.
Только после того, как предприятие вновь стало муниципальным, руководству «Теплосетей», краевым и местным властям, Региональной энергетической комиссии удалось разработать сложную схему, чтобы удержать рост тарифов на тепло.
Именно потому, что цены на тепло высокие из-за электроэнергетической составляющей, в городе ведутся разговоры о том, что неплохо было бы перейти на альтернативные источники энергии. Предлагались различные проекты. Однако жителей нашего города строительство такого объекта не столько обрадовало, сколько озаботило. Это может нарушить экологию красивейшего города Красноярья. Люди забили тревогу. Частично их успокоил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский во время посещения Дивногорска, заявив, что возведение угольных котельных здесь не планируется. Это заявление подтвердил и Алексей Ануфриенко. Как технический специалист он понимает, что строительство такого объекта в Дивногорске просто невозможно. Любые проекты, которые предлагались, натыкались то на одну, то на другую проблему. Например, к Дивногорску нет промышленных подъездных путей, их надо строить, а привезенный уголь негде складировать. Именно сложный ландшафт города, отсутствие необходимых локальных промышленных площадок не позволяют построить у нас и газовые котельные, хотя они более дешевые и экологически чистые.
Но ведь несправедливо: Красноярская ГЭС – градообразующее предприятие, а электроэнергия продается как для всех. В разное время дивногорские активисты пытались «решить» вопрос. Писали письма в разные инстанции, вплоть до президента. Но ничего не вышло. Есть федеральные законы, и они едины для формирования тарифов по всей стране.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ
И ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ ЕДИНЫ. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Еще в сентябре прошлого года «Дивногорские теплосети» проходили процедуру банкротства. К чести для коммунальщиков, город на себе это не почувствовал, тепло и горячая вода подавались бесперебойно. Но к тому времени банкротство подошло к стадии, когда необходимо было либо продать предприятие, либо передать его в муниципальную собственность. Ситуация, по словам заместителя директора по теплоснабжению, могла стать катастрофической. К счастью, этого не произошло. Оборудование, которое давно не ремонтировали, но сохраняли в удовлетворительном рабочем состоянии, не было распродано в счет погашения долгов, и уж тем более, разграблено. За это сегодняшнее руководство «Теплосетей» благодарит предыдущего собственника. Теперь это оборудование приводится в соответствие с требуемыми техническими и экономическими нормами.
– Слияние двух предприятий – очень сложный процесс, – пояснил Алексей Ануфриенко. – Это кажется, что ничего сложного нет, перевезли документы и все. На самом деле, необходимо объединить структуру работы и регламенты, оптимизировать затраты. Совместно мы отстояли тарифы на 2016 год. Планируем с июля максимально приблизить тарифы для жителей верхней и нижней застройки, чтобы в 2017-м сделать едиными. Готовимся к осенне-зимнему периоду, ведем подготовку смет и так далее.
Ощутили стабильность и бывшие работники «Теплосетей», которые два года находились в подвешенном состоянии. Никто не понимал, будет ли сокращение, как оно произойдет, чего ожидать. Бывшими их можно назвать потому, что им всем пришлось уволиться с прежнего места работы, в соответствии с процедурой банкротства, и трудоустроиться по новой. В сентябре 2015 года практически весь коллектив в полном составе влился в МУПЭС, и люди вздохнули с облегчением. Сейчас в штате «Теплосетей» 65 человек, которые обслуживают около 40 километров коммуникаций, одну центральную и пять квартальных котельных.
Во время экскурсии по предприятию мы посетили центральную бойлерную. Удивило отсутствие людей. Лишь в одном уголке цеха несколько человек производили плановый ремонт насоса. Алексей Васильевич объяснил, что здесь весь процесс автоматизирован, за ним наблюдает диспетчер. Он посылает сигнал с помощью компьютерной программы на те или иные обслуживаемые участки и получает данные. На исправление неполадок, если таковые случаются, оперативно выходит бригада ремонтников. Кроме того, сети постоянно курирует бригада обходчиков, проверяя изоляцию, узлы, наличие пара. И если в центральной котельной нет людей, это очень хорошо – значит, все оборудование работает исправно.
Мы зачастую ругаем коммунальщиков. Особенно когда приходим платить за их услуги. Мол, с каждым годом цены только растут, а для нас – квартиросъемщиков – они ничего не делают. Это рассуждения обывателя из-за отсутствия информации. На самом деле, делается, и очень много. И даже тот факт, что в квартирах у нас всегда есть тепло, горячая и холодная вода, уже может служить поводом для благодарности, о которой мы просто порой забываем.

Андрей ИВАНОВ
Фото автора