ЗНАМЕНИТЫЙ МАРТОВСКИЙ ШТУРМ

2527

25 марта 1963г. Перекрытие Енисея (24)Перекрытие реки – важнейший этап для любого гидроэнергетического строительства. После перекрытия русла водный поток направляется через выведенные до необходимых отметок сооружения гидроузла, и только после этого создаются условия для работ, связанных с подготовкой к пуску первых агрегатов гидростанции.

ПОДГОТОВКА К ШТУРМУ

На Енисее строительство гидростанции началось с создания левобережного котлована, в котором с 1960 года велись земельно-скальные и бетонные работы. Левобережный котлован отвоевал у Енисея половину русла. Оградившись перемычками и устроив водоотлив, строители создали бетонную гребенку водосливной части плотины, затопили котлован, обеспечив по ней пропуск водного потока, а оставшуюся правобережную часть Енисея перекрыли и создали новый котлован, развернув строительно-монтажные работы по всему фронту сооружений гидростанции.

Перекрытие требовало особых усилий и напряжения. А сил и средств для решения этой задачи было еще недостаточно. Если 1961 год был годом первого бетона, то 1962 год прошел под знаком тщательной подготовки к перекрытию.

Перекрыть Енисей – значит открыть работы по строительству плотины по всему фронту с правого на левый берег. Для этого необходимо было в 1962 году уложить 340 тысяч кубометров бетона в основные сооружения, смонтировать и ввести в эксплуатацию первую секцию бетонного завода № 1 непрерывного действия производительностью 120 кубометров товарного бетона в час, гравийно-сортировочный завод и карьер в Березовке, вторую секцию бетонного завода № 1 и выполнить за год 4,8 миллиона кубометров земельно-скальных работ.

СОБЫТИЙНЫЙ 1963

В начале 1963 года произошло значительное событие в жизни дивногорских гидростроителей. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Дивногорск был преобразован в город Дивногорск краевого подчинения.

Более 25 тысяч жителей в городе Дивногорске, а вместе с поселками 32 тысячи человек. Каждый год рабочий поселок рос не только за счет приезжающих, но и новых граждан, родившихся в Дивногорске. В  1961 г. Было зарегистрировано 470 новорожденных дивногорцев, а в  1962 – 530.

На 1 января  1963 года работающее население города составляло 12963 человека, в основном это были гидростроители. За 1958 – 1963 гг. коллектив Красноярскгэсстроя увеличился на  7592 человека. Средний возраст работавших на строительстве Красноярской ГЭС – 31 год, причем 50 – 51% гидростроителей составляла молодежь в возрасте от 16 до 28 лет. 35 %  коллектива строителей – женщины.

9 февраля 1963 года состоялась первая Дивногорская партийная конференция, на которой было принято постановление о перекрытии Енисея 25 марта 1963 года. Министерство энергетики и электрификации согласилось с тем, что этот срок наиболее благоприятен. И гидрологи показали, что по многолетним данным расход воды в створе Красноярской ГЭС неравномерен, но как правило, водный поток становится минимальным именно в конце  марта.

Назимко Леонид КонстантиновичЕжедневно печать, радио, доски показателей извещали строителей о результатах работы. В эти горячие дни все новые звенья, бригады, участки включались в соревнование за коммунистическое отношение к труду. В дни подготовки к штурму Енисея гидростроители чувствовали поддержку всей страны. По решению правительства сотни предприятий Красноярска, Ленинграда, Москвы, Украины, Белоруссии поставляли на стройку оборудование, механизмы, бульдозеры, тракторы, краны, экскаваторы. Прибыла первая партия (20 самосвалов грузоподъемностью 25 тонн) МАЗ-525 Белорусского автомобильного завода. Чтобы быстро получить отдачу от ввода в действие новой техники, подготовка кадров механизаторов была взята под особый контроль партийной организации. В Доме техники непрерывно работали курсы мазистов (шоферов), крановщиков, бульдозеристов. Новая техника получила надежно обученные кадры. Во главе экипажей особо сложных механизмов и автосамосвалов МАЗ-525 поставили Л. Назимко, П. Ерыкалина и других.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА

К 20 марта 1963 года точно по графику была завершена укладка бетона в гребенку водосливной плотины, заготовлены негабаритные камни с анкерами, бетонные тетраэдры и скальная порода. Штаб перекрытия проводил последнюю проверку  всех участков работ. Была проведена генеральная репетиция и по транспортной схеме перекрытия. Ранее предполагалось, что перекрытие будет осуществляться только с левого берега, но механизаторы и автотранспортники совместно с руководством Управления основных сооружений правого берега изыскали дополнительные резервы и решили одновременно начать наступление на Енисей и с правого берега.

Всю ночь с 24 на 25 марта в штабе перекрытия не спали, присутствовали почти все члены штаба, начальники важнейших участков и представители прессы. На строение у всех бодрое. Все в ожидании большого события.

Всю ночь на берегах Енисея горели костры – это грелись люди, пришедшие задолго до перекрытия, чтобы не опоздать.  Начался рассвет. Поднялся от реки морозный туман и перед взором сотен людей открылась замечательная картина: люди и механизмы к сражению с Енисеем готовы. В 9 часов 50 минут начальник строительства Андрей Ефимович Бочкин передал по радио:

– Начать перекрытие ровно в 10 часов!

25 марта 1963г. Перекрытие Енисея (25)У прорана стоят наготове первые три 25-тонных самосвала – «четвертаки», как их называют на стройке, – нагруженные огромными каменными глыбами. В первой шеренге  машины водителей Леонида Назимко, Юрия Кокова и Геннадия Данилова – победителей в соревновании за право участия в перекрытии Енисея.

Начальник Управления Основных сооружений левого берега Г.Т. Горлов отдает команду, Леонид Назимко включает рычаг гидравлического управления. Кузов приподнялся – первая глыба весом 28 тонн рухнула в проран.

25 марта 1963г. Перекрытие Енисея (26)Вслед за тремя богатырями пошли другие  машины. По сигналу регулировщиков они вздымают кузова, и в зеленоватую воду Енисея одна за другой  падают огромные глыбы скалы.  Почти одновременно в бой вступили «правобережцы». С площадки правого берега атаку повели  водители пяти- и десятитонных самосвалов. Они сбрасывают бетонные «сундуки» и скальный грунт. Кажется, что брызги воды с правого берега долетают до левого…

Доставлены огромные бетонные тетраэдры «четвертаки». Еще недавно эти глыбы стояли близ поселка Шумиха, будто противотанковые надолбы. Медленно, как бы нехотя, они сползают  с площадок машин и гулко падают в поток.

Наступили последние минуты штурма, с двух  берегов в проран сбрасываются бетонные и каменные глыбы, дробленная скала, гравий. В штурме Енисея участвуют  200 автосамосвалов.

В 17.30 минут 25 марта сомкнулись оба берега. Усмиренный Енисей уперся могучей грудью в каменную стену. Он уступил разуму и силе человека, силе могучей техники. На перекрытие Енисея по проекту предполагалось затратить двое суток, но он был побежден за шесть часов и 36 минут. За это время в банкет перемычки было уложено 8600 кубометров: бетонных тетраэдров (1046), бетонных кубов (2121), негабаритных камней (1710), скальной породы (3023), песчанно-гравийной массы (700 кубометров).

По свежей перемычке побежали навстречу друг другу люди, жмут руки, поздравляют друг друга со столь волнующим, незабываемым историческим событием.

Уже утром 26 марта перед удивленными взорами тысяч людей предстала преображенная панорама стройки. Там, где стремительно мчались воды Енисея, выросла каменная стена, а Енисей нес свои воды через гребенку левобережной плотины.

(в публикации использованы выдержки из книги «Подвиг на Енисее»)