Ровно 100 лет назад, в мае 1920 года, в стенах упраздненного Красноярского Знаменского общежительного мужского скита открылось советское хозяйство – детский дом для детей-сирот, чьи родители погибли в годы Гражданской войны. Тем самым была закрыта первая страница дивногорской истории. Ведь Знаменский скит был первым русским поселением у дивных гор, на котором ныне находится наш Дивногорск. В наследство от монахов и насельников Знаменского скита нам остались названия ручьев – Гермогенов, Кубовый, Филаретов; правобережных скал – Монах, Монастырская стена; улицы – Старый Скит. И, конечно же, история хозяйственного, культурного, православного освоения территории, с 1957 года именуемой Дивногорском.

Рождение Скита

Толчком к появлению Знаменского Скита послужило основание вблизи г. Красноярска в 1879 г. Успенского мужского монастыря. Для прокормления братии и нужд монастыря епископ Енисейский Антоний запросил у Синода земельный участок, и 25 января 1888 г. последовало Высочайшее повеление, по которому 4602 десятины удобной и неудобной земли на левом берегу Енисея от р. Б. Листвянки до р. Минжуль и на правом берегу от р. Листвиничной до р. Поперечной (ныне Кубовый ручей) передавались Успенскому монастырю для устроения нового Скита в вечное пользование. В пятницу, 19 августа 1888 г., на берегу ручья, впадающего в Енисей (впоследствии названного Филаретовым ручьем), на месте, указанном твердой рукой иеромонаха, нанятые в Красноярске плотники срубили сосновый крест. Кстати, как явствует из воспоминаний Красноярского кафедрального протоиерея Василия Дмитриевича Касьянова, день был сумрачный и дождливый. Отслужив молебен, Филарет освятил место сие широким знамением Христовым, и с его легкой руки уже к следующему лету красовалась в тайге дремучей двухэтажная церковь, рубленная из лиственничных бревен. Освятил церковь епископ Енисейский Тихон 8 июля 1891 года, и нарекли ее Знаменской в честь образа Знамения Божией Матери, нарицаемого Абалакским.

Годы расцвета

Монахи Скита занимались самой разнообразной хозяйственной деятельностью. Помимо обширных земельных угодий, сдаваемых внаем жителям Заледеевской волости (д. Овсянка, Манская заимка, д. Бирюса), имелись кирпичный и смологонный заводики, подсобное хозяйство в устье р. Минжуль, а также действовали кузнечная, столярная, сапожная и портновская мастерские, пекарня. Была своя пасека на 40 ульев и свечной заводик. Под Туруханском монахи арендовали рыболовный участок и продавали красную рыбу и икру. Немаловажно отметить, что, благодаря своему удобному расположению (на самом берегу Енисея), Скит являлся первой тарифной пристанью от Красноярска, что давало возможность монахам выгодно продавать пассажирам проплывающих мимо судов выпечку, мед, цветы, ягоды. При энергичном, обладающем высокими организаторскими качествами Филарете Скит развивался очень быстро. Уже в 1892 г. он получил статус самостоятельного монастыря, а сам Филарет был рукоположен в игумены. В 1894 г. братия составляла всего 6 человек, а в 1909 уже 50, не считая богомольцев. Кстати, паломников и богомольцев в Знаменском скиту бывало до 6 тысяч человек в год. Святыней Знаменского скита являлась икона Знамение Абалакской-Скитской Божией Матери. В 1907 г. Святейший Правительствующий Синод после проведения официального следствия о чудесах, бывших от иконы, признал икону Знамение Абалакской-Скитской Божией Матери чудотворной и указом от 30 апреля 1907 г. разрешил хождение с иконой по всей Енисейской епархии.

Последние дни Скита

В марте 1919 г., перед началом посевных сельскохозяйственных работ, епископ Енисейский и Красноярский Назарий, пытаясь улучшить экономическое состояние монастырей, соединил братию Успенского монастыря и Знаменского скита в одно братство, с помещением его в Знаменском скиту. Объединенная братия сумела выполнить главную хозяйственную задачу – заготовить необходимое количество продовольствия, кормов и всего необходимого. Однако воспользоваться заготовленным монахам не довелось. В самом начале января 1920 г. Красная армия в боях разбила колчаковские части, и в Красноярском уезде была установлена Советская власть. С этого момента действия новой власти по ликвидации монастырей Красноярского уезда стали разворачиваться стремительно и необратимо.

Уже 3 февраля 1920 г. Губземотдел Енисейского губернского революционного комитета ввиду основного закона о социализации земли постановил: все земли Знаменского монастыря зачислить в земельный фонд по Красноярскому уезду, а строения внецерковного характера со всем живым и мертвым инвентарем национализировать.

8 февраля в Скит приехал порученец Губземотдела А. Я. Каулинь с вооруженным отрядом. Было национализировано все имущество. Управление монастырем А. Я. Каулинь взял в свои руки. Монахи Знаменского скита в ответ на эти, с их точки зрения, беззаконные действия написали 10 марта 1920 г. протестное заявление в Губземотдел. Они просили власть признать Скит образцовой сельскохозяйственной артелью под именем «Красноярский Знаменский скит», оставив в их распоряжении все разработанные под посевы хлебов и уборку сена поля. Подписи под данным заявлением поставили 15 человек из тех 44, которые на то время проживали в Знаменском скиту. Но в ответ в мае 1920 г. постройки Знаменского скита были переданы вновь образованному советскому хозяйству – детдому. Монахи в большей своей части остались в Знаменском скиту на весь период сельскохозяйственных работ.

Но, несмотря на выполнение условий Губземотдела, в начале 1921 г., монахи подверглись репрессиям и были выселены из обители. В 1921 г. детский дом был реорганизован в Детский трудовой городок № 2.

Взвейтесь кострами…

19 мая 1922 г. II Всероссийская конференция комсомола приняла решение приступить к организации отрядов юных пионеров во всех городах и селах Российской Федерации.

В 1923 г. одним из первых пионерских отрядов, созданных в Красноярском крае, стал пионерский отряд Детского трудового городка № 2, находящегося в поселке Скит. По воспоминаниям первой пионервожатой Гликерии Ивановны Кот, пионеры сами делали абсолютно все – пахали, сеяли, занимались скотоводством. По утрам будил детей и звал на зарядку, а потом на линейку настоящий пионерский горн. Каждую субботу пионерский Трудгородок устраивал большой пионерский костер. Чуть выше здания бывшей Знаменской церкви на широкой поляне складывали огромную кучу хвороста, хвойных веток. Это делало лучшее по итогам недели пионерское звено, которому предоставлялось право зажечь костер. Названия пионерских звеньев: «Пчелка», «Муравей», «Партизан», «Красноармеец», «Коммунар». Перед пионерским костром проводилась торжественная линейка, в которой традиционно принимали участие гости из Красноярска – два-три большевика, которые рассказывали о том, что происходит в городе, губернии, России. Особенно интересны были рассказы об Октябрьской революции, о Парижской коммуне. И вот звучала команда: «Зажечь костер!» С разных сторон к громадной куче хвороста подходили пионеры лучшего звена, склонялись, поджигая сухие ветки. Через пару минут пламя охватывало верхушку костра и гигантским вихрем взмывало в ночное небо. Отрядный запевала начинал и все 200 пионерских голосов дружно подхватывали любимую песню: «Взвейтесь кострами, синие ночи. Мы – пионеры, дети рабочих!».