Два года назад в апрельском номере «Огней Енисея» была опубликована обычная статья. Материал приурочили к Всемирному дню распространения информации об аутизме. Тогда мы и предположить не могли, что в нашей газете стартует серьезный проект. Копнув чуть глубже, ненароком узнали, о чем мечтают родители, воспитывающие детей с РАС (расстройством аутистического спектра) – чтобы в Дивногорске открылся ресурсный класс. У редакции зародилась бредовая на тот момент идея – помочь в открытии такого уникального класса. Видит Бог, плохо мы тогда понимали, насколько сложную задачу перед собой поставили.

Однако машина, исполняющая мечты, на тот момент уже начала движение. И первого сентября 2019 г. в школе № 4 г. Дивногорска открылся ресурсный класс. Это первый опыт внедрения такой инклюзии в нашем городе. Проблема обучения детей-аутистов очень актуальна в России. В законе РФ «Об образовании» ресурсный класс предусмотрен как одна из схем усвоения школьной программы. Беда в том, что этот корабль находится в свободном плавании. Для того чтобы он причалил к гавани, нужны активисты.

Сложно внедрить систему, не сдвинув при этом чей-то привычный график, жизненный уклад, интересы. В нашем случае пришлось изменить многое. Требовались специалисты, помещение, оборудование, наглядный материал. Более того, руководство школы должно было подготовить к грядущим переменам коллектив, учеников, посещающих школу, их родителей. Но, когда дело касается судеб наших детей, горы можно сдвинуть. Что в итоге и доказал этот опыт.

Говорят, дорогу осилит идущий. Мы только в начале пути, но очень хотим поделиться тем, что уже пройдено. Сегодня в классе обучается 4 ребенка с РАС, к каждому прикреплен наставник (тьютор), помогающий осваивать программу. Вместе со своими подопечными тьюторы находятся на протяжении всего учебного процесса вплоть до того момента, когда ученика заберут родители. Эти персональные ангелы-хранители вкладывают много сил в свою работу, что дает отличный результат. Дети стали более раскрепощенными, лучше усваивают материал, легче адаптируются в обществе.
Мама (из этических соображений имя не указываем) одного из учеников рассказывает:
– Когда ресурсный класс был не более чем мечтой, сын обучался дома. Это сложный процесс как для родителей, так и для самого ребенка. В семье было много переживаний, что придется пойти в коррекционную школу – этого ой как не хотелось! Не потому, что не было доверия к программе или опыту преподавателей Дивногорской школы, а из желания адаптировать ребенка к привычному миру, где есть место всему: и настоящей дружбе, и предательству. Ведь однажды сын вырастет, и ему придется жить среди людей, а не в тепличных условиях. Социализация – одна из главных целей ресурсного класса.

Оглядываясь назад, женщина убеждается: был пройден большой путь. У мальчика есть неконтролируемые эмоциональные вспышки, которые раньше практически не удавалось погасить в короткий срок. Сейчас же эти проявления случаются намного реже, а по времени они короче. Ребенок научился считать до пяти, выучил цифры, буквы, и его мама уверена – в следующем учебном году начнет читать. Все это заслуга образовательной системы, введенной в школе № 4.

Наша собеседница по-особенному отметила работу директора школы № 4 Елены Геннадьевны Коршун.

– Она очень контактная и открытая, – рассказывает мама мальчика. – Елена Геннадьевна не тянет этот класс, как ненужный чемодан, а с желанием и самоотверженностью помогает решать текущие вопросы.

С работой тьюторов ресурсного класса корреспондентам нашей газеты удалось познакомиться лично. Скажем вам как на духу: подобная самоотдача – большая редкость. Ощущение, что они родных детей обучают, столько терпения и доброты вкладывается в наставничество. Пока среди нас есть люди, способные на такое отношение к работе, мы живем.