Уникальность нашего города в том, что он создан руками представителей самых разных национальностей, ведь на всесоюзную стройку ехали со всех концов СССР. Бок о бок трудились и строили семьи русские и молдаване, украинцы и белорусы, прибалты и кавказцы, представители Средней Азии и северных широт…
С недавнего времени мы все живём без строчки в паспорте «национальность» – россияне, жители России! Однако нередко в разговоре можно услышать: «Да, он очень пунктуальный – немец же». Или: «Как поет! Ну так украинцы все голосистые». Про хлебосольных азиатов легенды ходят. Гостеприимность – визитная карточка жителей Кавказа. Это лишь несколько примеров. Все мы чувствуем и как-то проявляем в жизни свою национальную особенность. Как правило, в нас очень крепко переплетены национальные корни родителей, бабушек и дедушек. Тем интереснее наблюдать проявление национальной идентичности в быту, культуре человека.
Редакция «ОЕ» давно вынашивала идею рубрики, в которой дивногорцы рассказывали бы о себе как о представителях той или иной национальности, носителях традиций и обычаев. Ну а поскольку сегодня запускаем спецпроект в честь 100-летия СССР, то самое время поговорить о том, что, как в песне когда-то пелось, «в слове «мы» – сто тысяч «я». Итак, мы все россияне. А кто мы? Давайте знакомиться! Расскажите, какие национальные традиции берегут в вашей семье. Отражается ли это в одежде, в кухне, в особенностях быта, характере… Не можете написать сами – зовите в гости, приходите в редакцию! Мы поможем составить картину вашей национальной самобытности.
Сегодня в рассказе одного человека мы увидим семейное переплетение эвенов, русских, украинцев, гагаузов, цыган, молдаван.
Из Якутии приехала в Дивногорск юная Татьяна Патрушева (по маминой линии – эвенка, по папиной – русская) поступать в гидроэнергетический техникум. Встретила здесь свою любовь – молдаванина Александра Чавдаря. И вот теперь носит молдавскую фамилию, не являясь молдаванкой. Кем себя больше ощущает Татьяна, молдаванкой, эвенкой, русской?
– Сложно сказать. Мама моей мамы, действительно, была эвенкой. Жили мы в Якутии, в селе Нюя, расположенном на берегу широкой привольной Лены. До семнадцати лет, конечно же, я успела впитать в себя Якутию с её грибами, ягодами и… холодами. Национального блюда эвенов – сушёного мяса медведя – на нашем обеденном столе я не припомню, а пироги, пельмени, котлеты – вот это в семье готовили. И жили мы не в чуме. А вот в одежде я замечаю одну особенность: я всегда должна быть тепло одета. Голова и ноги только в тепле! Да и шуба – это тоже не роскошь, а средство выживания. Без унтов зима для меня не зима!
ЭВЕНЫ – сибирский тунгусо-манчжурский народ, родственный эвенкам. Общая численность – около двадцати тысяч человек. Проживают преимущественно на востоке России. Так, по данным переписи 2002 года в республике Саха (Якутия) проживало 11657 эвенов.
Ещё вспоминается гостеприимность: кто бы ни пришёл, всегда людей угощали, что есть в доме, всё ставили на стол. И если нужно переночевать, то приютят. Хотя то же самое отмечал в своей семье муж, у которого отец – гагауз, мама – украинка, а родился муж в Молдавии, поэтому как-то считалось, что фамилия молдавская. А как недавно вычитала – украинская! И означает по одной версии «начальник, руководитель», по другой «рожь, хлеб». Можно разбираться в этом долго, но фамилия приросла ко мне, и работаю я директором – вот такой удивительный факт. В нашей с Сашей семье тоже всегда накрывался стол, всегда заваривался свежий чай прямо при гостях и… готовился плов. Почему плов? Блюдо вроде же узбекской кухни. А потому, что Александр буквально только несколько детских лет прожил в Молдавии. А большую часть детства и юношества провёл в Казахстане, в местечке на границе с Узбекистаном. Вот поэтому в семье всегда готовился плов.
Вот и попробуй пойми, что больше влияет на человека – национальность или место, которое считаешь Родиной. Одним словом, ощущаю себя россиянкой с корнями эвенки и русского под влиянием молдавско-украинской фамилии.
Подготовила Светлана Уланова
Фото из личного архива Т. Чавдарь