Непридуманная история

Существует мнение, что только маленькие дети нуждаются в помощи и защите родителей. А в подростковом возрасте можно особо за них не беспокоиться. Взрослые уже, мол, пусть учатся решать проблемы самостоятельно. Приучать к этому ребёнка, безусловно, нужно, только вот какими методами, тот ещё вопрос.


Разговаривала недавно со знакомой на тему подростковой беспризорности. Беседа завязалась, когда мы стали свидетелями конфликта между мальчишками 14–15 лет. Ссора разгорелась буквально на ровном месте от маленькой искорки. Один в шутку обозвал второго (а может, и не в шутку, но сути это не меняет), тот ответил, что называется, зеркально, и завязалась драка. Мама одного из мальчишек была на тот момент дома и выглянула с балкона, видимо, услышав шум на улице. Она крикнула сыну: «Чё не поделили?» – ​и почему-то, не дождавшись ответа, ушла. Драчунов разнял проходивший мимо мужчина.


В общем-то ничего страшного не произошло, но лукавить не буду: меня покоробила реакция матери. А вот собеседница ничуть не удивилась. Женщины живут в соседних квартирах, так что моя знакомая в курсе: в этой семье довольно категоричны в вопросах воспитания. Придерживаются принципа первого птичьего полёта – ​сам научится, сам поймёт, а не поймёт – ​ему же хуже.
Очень спорная методика, на мой взгляд. Помнится, в начальной школе нас возили всем классом в бассейн. Плавать я не умела, но научиться хотела. Охоту отбило первое же занятие – ​меня просто столкнули с бортика в воду и заставили плыть за шестом, который тренер постоянно отодвигала. Я никак не могла ухватиться. Потом начала тонуть. Больше в воду ни-ни. Разве что у берега поплескаться. Не сработал на мне этот метод.

Помнится, в начальной школе нас
возили всем классом в бассейн. Плавать
я не умела, но научиться хотела. Охоту
отбило первое же занятие – меня просто столкнули с бортика в воду.


И вообще, самостоятельность бывает разной. Для кого-то это заправленная утром кровать, сделанные уроки и порядок в комнате. Кто-то считает, что в пятнадцать уже можно подрабатывать и переходить на самообеспечение. Мнения разнятся. Где та самая золотая середина?
У нашей читательницы Оксаны возникла ситуация, как раз затрагивающая эту щепетильную тему. У её сына, четырнадцатилетнего подростка, возникли проблемы в школе с одноклассниками. Повздорил с двумя парнями, которые в классе в особом авторитете. В итоге мальчишку начали гнобить. Супруг Оксаны, узнав о конфликте, вмешиваться не стал и жене категорически запретил, сказав, что сыну пора бы уже научиться решать вопросы самому. Он взрослый.


Женщина поддержала супруга. Если уж он решил, что так надо, спорить не стала. Но ей не даёт покоя поведение сына. Оно резко ухудшилось. Стал огрызаться, хамить, вести себя грубо, поздно приходит домой, из-за чего регулярно происходят стычки. Раньше с ребёнком был хоть какой-то контакт, а сейчас – ​нет. И, естественно, возникает вопрос, насколько эффективен был этот рецепт воспитания. Конфликт в школе так и не решился, а дом превратился в настоящее поле боя. И Оксана спрашивает, что теперь делать.


Делиться буду, как всегда, исходя из собственного опыта. И хочу обратить внимание не на конфликт в школе, а на обстановку в семье. Что мы называем домом? Наверное, многие согласятся, что это не стены и крыша над головой, а место, где ты чувствуешь себя в безопасности. Куда хочешь возвращаться. Где нет суеты и посторонних, можно передохнуть и набраться сил.

Что мы называем домом? Наверное, многие согласятся, что это не стены
и крыша над головой, а место, где ты чувствуешь себя
в безопасности.


Мне, Оксана, очень жаль вашего сына, потому что он, по сути, и дома, и в школе, как на передовой. Там его пытаются подцепить одноклассники, а под родной крышей – ​мама с папой, которые ничем не помогают в разрешении конфликта. Неужели вы и правда думаете, что такая тактика хороша?
Есть один верный способ понять, правильно ты идёшь или нет. Надо просто оценить результат. В какой-то мере вы уже это сделали, признав, что всё ухудшилось. А значит, пришла пора менять методы. Создайте сыну условия, в которых он чувствовал бы себя спокойно. Коль уж не хотите вникать в суть школьных разногласий и разбираться, хотя я бы всё-таки это сделала, обратитесь к школьным педагогам, сейчас в каждом учебном заведении есть антикризисная комиссия.
Ну а ваша сверхзадача состоит в том, чтобы дома был крепкий тыл. Сын нуждается в этом. Вы же сами это отметили: он поздно возвращается с прогулки. По мне, так это просто сигнал SOS. Кто, как не вы, поддержит ребёнка, когда весь мир идёт на него войной?


Ваша Наташа