Служение
Редакция «Огней Енисея» продолжает серию публикаций о наших земляках, посвятивших жизнь служению людям. Сами герои рубрики смущаются от таких высоких слов, но общество оценивает их многолетний труд именно как служение. Сегодня рассказ об учителе начальных классов.
Более полувека отдала Иванова Лидия Алексеевна обучению, развитию и воспитанию многих поколений дивногорцев. Её выпускники живут и в городе, и в крае, и даже далеко за пределами России. Какая-то пара лет на заслуженном отдыхе не способна стереть острую тоску по школе, по работе, по детям — по всему, что более полувека наполняло жизнь педагога ежечасно, ежеминутно. То, что учитель — профессия круглосуточная, признано всеми и давно. И дело даже не в стопках тетрадей, которые после уроков и продлённой группы Лидия Алексеевна несла домой на проверку. И не в том, что до глубокой ночи ещё и ещё раз прокручивала в голове завтрашние уроки. Даже во сне — до сих пор — дети, их беды и победы, шалости и радости. Сколько раз бежала утром на работу — убедиться, что у ученика, накануне повздорившего с одноклассниками или споткнувшегося во время игры на перемене, всё в порядке. Да, это не на заводе: нажал кнопку, выключил станок — работа окончена.
Иванова Лидия Алексеевна – учитель высшей квалификационной категории. Основной целью обучения младших школьников считает создание условий для развития познавательной активности детей, воспитания их духовно-нравственных качеств, сохранения и укрепления их здоровья.
Лидия Алексеевна же никогда не сомневалась в призвании, никаких других вариантов не рассматривала с самого детства, когда жила у бабушки в Самарской области. Какая, скажите, девочка не играла с куклами в школу! А маленькая Лида переворачивала валенки, расставляла их и, воображая, что это ученики, мечтала только об одной профессии — учитель. И именно начальных классов. А получив заветный диплом, отправилась за три девять земель — в Дивногорск. С тех пор не изменяла ни делу, ни городу.
Важнее всего – уважение и любовь
Учитель начальных классов — специалист очень широкого профиля. Одно дело — знать и уметь преподать не один и даже не два предмета. Мало научить вчерашних детсадовцев читать, писать и считать. К тому же многие дети приходят в школу уже читающими. Важнее научить понимать прочитанное, искать разные варианты решений, делать логические умозаключения, подходить к любому вопросу заинтересованно и креативно. Учитель начальных классов погружает ребёнка в окружающий мир, раскрывая законы природы и объясняя, что такое хорошо и что такое плохо. Именно в этом возрасте по-настоящему закладывается уважение к людям и любовь к Родине. А насколько этот процесс будет успешным, зависит от отношения учителя к детям. Лидия Алексеевна убеждена: самое главное в профессии — уважение и любовь к ребёнку. Каждому.
С какими бы проблемами детей не пришлось столкнуться, будь то физическое нездоровье или социальное неблагополучие. Понимать, слышать и видеть каждого в классе, чтобы не знаниями набить детскую головку, а развить воображение, сообразительность, взрастить душу, разбудить отзывчивость в сердце. Только любовь и уважение взрослого человека вызовут у детей те же чувства, помогут довериться учителю. Удастся — дети пойдут за педагогом на любые испытания! Справятся с любой поставленной задачей!
В 2021 году ученики Л.А. Ивановой заняли 5 призовых мест на муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь», четверо из них награждены дипломами победителя, а один ученик стал призёром краевого дистанционного конкурса творческих и исследовательских работ «Стартис». Младшие школьники показали высокую степень эрудиции, продемонстрировали умение выступать публично.
На вопрос о дисциплине на уроках, если вдруг кто-то начинал шалить, Лидия Алексеевна, улыбаясь отвечает:
— Не слушаются — песню споём или зарядку сделаем. Обниму шалуна, он и успокоится.
В мягком голосе педагога столько любви, что безоговорочно веришь каждому слову. Как же повезло сотням девчонок и мальчишек, получившим самые важные знания у этого учителя.
— Теперь дети совсем другие, нежели лет 20–30 назад, — задумавшись, рассуждает Лидия Алексеевна. — Сейчас ребятишки уже к 4 классу знают, кем хотят быть и что для этого надо сделать. Они очень мотивированные и креативные. А ещё нынешние дети много знают. Бывает, прочитает ребёнок что-то интересное и говорит, мол, давайте я вместо Вас урок проведу. Да, в этом возрасте они теперь очень самостоятельные.
Наставничество
Предлагая перевести разговор с учеников к учителям, спрашиваю о молодых педагогах, пришедших на смену. Разумеется, молодёжь из институтов приходит только со знаниями, но без опыта. А он, как известно, «сын ошибок трудных». Тема для собеседницы близкая и важная.
— Конечно, к каждому молодому специалисту нужно бы прикрепить наставника, который мог бы что-то посоветовать, где-то подсказать. Но, с одной стороны, сейчас учителя слишком перегружены. А с другой — не всегда молодёжь готова слушать и прислушиваться. Вот и не справляются с нагрузкой, в том числе психологической. Ломаются… Уходят из профессии. А не хватает им, мне кажется, уверенности в себе, трудолюбия и, опять же, любви к детям. Но есть и обнадёживающие примеры. Меня в гимназии сменила очень перспективная, на мой взгляд, коллега — Алёна Красновская. И в коллектив отлично влилась, и с детьми контакт есть.
А без школы трудно
На пенсии Лидия Алексеевна старается, как и всю трудовую жизнь, учиться и развиваться дальше. Осуществила давнюю мечту — осваивает вязание различных узоров крючком. Читает Чехова, общается с друзьями, ходит в театр. И… скучает по школе. Непременно открывает ноутбук и следит за жизнью коллектива, узнаёт обо всех нововведениях в образовании, чтобы не отставать, быть в теме. Пересматривает фотографии своих выпусков разных лет, читает фамилии и имена учеников, разъехавшихся по всему миру… И вряд ли даже спустя годы на заслуженном отдыхе перестанет видеть во сне школу.
Из характеристики с места работы
Эффективность работы Лидии Алексеевны подтверждается стабильно высокими результатами обучающихся: успеваемость – 100%, средний показатель «качество обученности» по предмету – более 78 %. Система работы учителя строится на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности в тесном сотрудничестве с родителями. Учебные результаты обучающихся стабильно признаются высокими родительской общественностью, профессиональным сообществом, органами власти. Лидия Алексеевна в 1999 году награждена высоким почётным званием «Заслуженный учитель РСФСР».
Юлия Чернявская
Фото автора