Знай наших!
Опыт. Применимы ли столичные практики образования в российских глубинках?
Завершился III Всероссийский форум классных руководителей. Он проходил в Москве. Участие в нём приняли 3000 самых талантливых педагогов из разных уголков страны.
В Год педагога и наставника форум проходил в рамках Большой учительской недели. Чтобы попасть на мероприятие такого масштаба, учителя прошли сложный отбор. Красноярский край на нём представляли около 60 педагогов. Один из них – дивногорец, Владислав Станиславович Долгошей. И конечно, мы не могли упустить возможность и пообщались с участником события федерального масштаба.
Владислав Станиславович, какую цель вы преследовали, решив принять участие в конкурсном отборе делегатов на Всероссийский форум классных руководителей?
– Потому что уверен, что такое общение с коллегами даёт новый профессиональный заряд, чаще всего это те люди, которые увлечены и горят на своей работе, мотивированы на успех. Мои предположения полностью нашли подтверждение. И, более того, появилось желание вновь принять участие в форуме в следующем году. И, кстати, если не попаду туда как участник, обязательно постараюсь попасть в качестве волонтёра. У них имеется не меньше возможностей не только получить незабываемый опыт, но и приятные бонусы в виде общения с известными персонами. Например, на большом концерте перед нами выступали такие звёзды, как Валерия, Лев Лещенко. За кулисы участники форума не допускались, а вот волонтёры такую возможность имели.
Досье ОЕ:
Владислав Станиславович Долгошей
Окончил Красноярский педагогический университет
им. В. П. Астафьева
В Дивногорске живёт с 2021 года
Опыт работы в школе – 10 лет
Победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2023».
На ваш взгляд, почему назрела необходимость проведения форума классных руководителей на федеральном уровне?
– Во-первых, это, как я уже сказал, колоссальный обмен опытом. Мы общались с коллегами, у которых за плечами большой стаж, который лично для меня был очень интересен. Например, нам были представлены потрясающие проекты по созданию позитивной атмосферы в классе, между детьми. Кроме этого, общение между участниками – неформальное. Мне кажется, любому будет интересно понять, чем и как живут коллеги в разных уголках страны. В-третьих – в форуме участвовали представители от различных корпораций, министерств, издательств, с которыми можно было пообщаться, задать вопросы не столько по классному руководству, сколько обще-учительского и общешкольного формата. Для меня как для историка особенно злободневной является тема преподавания современной истории. Спикерами на одной из площадок выступали создатели нового учебника по истории, которые рассказывали, с какими проблемами столкнулись, какие имеются тенденции к дальнейшей работе. Множество площадок было посвящено профориентации. Как её развивать в рамках школы, класса. Какие бывают профильные классы.
Перед нами выступали представители «Росатома», «Ростеха» и так далее. Они рассказывали, какие специалисты для них будут востребованы в ближайшем будущем. Так как классный руководитель выступает не только предметником, а тем, кто знает детей и может направить их в то или иное направление, является своеобразным дипломатом, то информация для нас была очень полезной. Форум был полезен не только для классных руководителей, но и для учителей-предметников, и для завучей.
Можно ли сравнить достижения сферы образования на нашей территории с другими? Успеваем ли мы за диктуемыми тенденциями?
– Так как их диктует государство, то на каждой территории все заявленные требования исполняются. Например, профориентация идёт, проходят фестивали, ребят знакомят с профессиями. Но, например, сравнивать темпы её с той же Москвой было бы неверно. Там другой уровень и бюджет, да и власть располагается намного ближе. У них те же фестивали по профориентации проходят на таких высоких уровнях, на которых у нас провести не получится. Но это не значит, что нужно опускать руки. Можно применять какие-то элементы, перенимать идеи и привносить их на нашу территорию со своим колоритом. И это уже получится авторская вещь. Поэтому, хоть московского уровня нам не достичь, но есть куда стремиться. Я вижу, что Дивногорск молодеет. Граждане трудоспособного возраста хотят здесь оставаться и нужно сохранять эту тенденцию. Возможно, не только проводить профориентацию, но и создавать какие-то профориентационные классы.
После форума можете представить нам портрет среднестатистического классного руководителя? Гендерную принадлежность, возраст?
– Участники, которые не в первый раз приезжали на форум, не без удовольствия замечали то, что состав классных наставников молодеет. В среднем, у большинства опыт классного руководства составляет 5–10 лет. Но было немало и ветеранов труда, и таких, кто примеряет на себя эту роль только первый-второй год. А один из спикеров отметил, что среди классных руководителей в этом году очень много мужчин. И это действительно так. Например, только в нашей красноярской делегации порядка 20% были представители сильной половины. Так что профессия учителя приобретает мужские очертания. Кстати, сегодня разрабатывается законодательство о привлечении участников СВО для работы в школы. Надо понимать, что люди без педобразования после боевых действий должны пройти какую-то подготовку, но мужской поддержки в вопросах воспитания подрастающего поколения добавится.
Что полезного извлекли для себя?
– Я обменялся контактами с интересными для меня и моей деятельности людьми. Скоро в Красноярском крае будет проходить Сибирский исторический форум, где мы запланировали встречу и более подробно обсудить какие-то идеи, проекты, которые в переработанном, новом формате можно реализовать в рамках класса, школы. Если честно, в адрес московских коллег поступало много критики от коллег с регионов. Мол, у вас в Москве всё не так, как на периферии. Конечно, в столичном городе возможностей больше. У них реалии другие. Но ведь можно на свою территорию прикинуть что-то в нужном формате. Если человек способен переосмыслить и сделать выводы, доводы, то форум – интенсивный стимул для профессионального роста.
Подготовила Ольга Гаманович. Фото автора и Владислава Долгошея