Родственники не так давно купили квартиру в новом доме, но не в ипотеку, а сразу – вложили собственные деньги + средства материнского капитала. Теперь родители собираются расходиться, а квартиру – продать. Как это можно сделать?
Ирина Ивановна
За разъяснениями мы обратились в отделение Пенсионного фонда РФ в Красноярске, который выдает сертификаты на материнский капитал. Специалисты Управления ПФР пояснили, что необходимо выделить доли в квартире на каждого члена семьи. Оформляется это нотариально.
Еще один важный момент. Если квартира приобретена с использованием материнского (семейного) капитала (МСК), родители должны обратиться в администрацию города и написать заявление о том, что намерены квартиру продать. Сделки по купле-продаже недвижимости в таком случае контролируются органами опеки и попечительства муниципального образования. И, как нам пояснила ведущий специалист отдела опеки и попечительства администрации ГО г. Дивногорск З.П. Циулина, продать квартиру можно только с условием, что семья ставит цель улучшить жилищные условия. Иными словами, после продажи данной квартиры приобретается жилье с более комфортными условиями проживания (например, 2-комнатная квартира в деревянном доме продается, а приобретается аналогичная в кирпичном доме) или жилье большей площади.
Дополнительно мы выяснили следующее:
Закон обязывает, чтобы жилое помещение, на которое потрачена семейная выплата, было оформлено на владельца сертификата, его супруга и всех детей получателя сертификата на время использования средств МСК. Доли нужно оформлять при получении и федерального материнского капитала, где распорядителем средств выступает Пенсионный фонд, и регионального – через местные органы соцзащиты. Это защитит права детей в случае развода, смерти родителей и других негативных обстоятельств.
Сделать это необходимо в течение 6 месяцев с момента регистрации права собственности на жилье, или погашения регистрационной записи об обременении (ипотеке), или другого события, установленного законодательством.
Нотариусу понадобятся:
– документ, на основании которого возникло право на жилое помещение (договор купли-продажи, договор долевого участия в строительстве, договор уступки права требования по договору долевого участия);
– справка из выплатного дела, если средства поступили из Пенсионного фонда, или из муниципального управления соцзащиты, если использован краевой сертификат;
– документы, удостоверяющие личность: паспорта, свидетельства о рождении.
Если у семьи нет никаких документов, кроме паспортов и свидетельств о рождении, можно обратиться к нотариусу для составления соглашения. Нотариус в таком случае самостоятельно запрашивает все необходимое в Росреестре, Пенсионном фонде или органах местного самоуправления. Но в этом случае оформление долей займет больше времени, потому что не все органы участвуют в системе межведомственного электронного взаимодействия, и справки о сумме выплаты отправляют в бумажном виде по почте.
При подготовке материала использована информация с сайта https://www.sibdom.ru/