Г.В. Кабацура на празднике, посвящённом Дню защиты детей

Образование

Мнение эксперта. Г.В. Кабацура о системе образования в Дивногорске

Есть расхожая фраза: «Дети – наше будущее». Хотя это высказывание и банально, но справедливо. Именно от того каким вырастет следующее поколение зависит каким будет наш город. А отчего это зависит? От семьи, окружения ребёнка и, конечно же, от педагогов, ведь в школе и на дополнительных занятиях юные дивногорцы проводят наибольшую часть своего времени.


— Одна из наиболее волнующих проблем – дефицит кадров. Это и учителя начальной школы, и ведущих предметов в основной школе. Конечно, без преподавания того или иного предмета дети не остаются — учителя совмещают, но проблема с кадрами существует, особенно с их качеством.


Что касается материального обеспечения, это также актуальный на сегодняшний день вопрос, поскольку требования к современной школе очень серьёзные. Здания, в которых располагаются учебные заведения, построены в прошлом веке, поэтому догонять требования времени без каких-либо серьёзных финансовых вложений очень сложно. Что касается оснащения школ современным информационным оборудованием, в этом помогает федеральный проект «Образование», благодаря которому школа №9 получила набор компьютерного оборудования в 2022 году, в этом году ещё три школы получат комплекты такого же оборудования. Также серьёзную помощь оказывает компания Эн+, я искренне благодарна им за внимание и проявление социальной ответственности. Руководство компании вкладывает средства в систему образования, понимая, что это перспектива на будущее и дети, получив образование, возможно, придут на работу в эту же компанию. Кроме того, Эн+ сотрудничает с учреждением дополнительного образования — Домом детского творчества. И в прошлом году на территории ДДТ открылась детская площадка на средства Эн+. Дети Дивногорска получили возможность пользоваться современным игровым оборудованием.


Я не из тех людей, кто верит, что можно вдруг всё поменять по мановению волшебной палочки. В системе образования происходят постоянно какие-то изменения — реформирование, модернизация, национальные проекты. С одной стороны, это правильно, поскольку время не стоит на месте, и мы должны отвечать на новые вызовы. Но, в силу того, что система образования – большая отрасль, она имеет определённую долю консерватизма и чтобы существенно изменить внутри отрасли парадигму, нужно приложить много усилий и располагать достаточным количеством времени. В трудные 90-е годы, когда развалилось всё, система образования сумела выстоять и не потерять всё доброе и позитивное, но многое утратилось. И сейчас нужно восстанавливать те хорошие наработки, идеи, которые были до этих потрясений. Я мечтаю о том, чтобы кардинальных потрясений в нашей системе больше не было, потому что стабильно работающая система — залог качества образования, а, следовательно, профессионального кадрового ресурса. К слову, нашу готовность к непредвиденным ситуациям показала пандемия, когда нам внезапно пришлось перестраиваться на новые формы образования, в том числе на дистанционное обучение.


Я благодарна своим коллегам, которых в образовании города почти тысяча человек, за то, что мы за эти годы не только сохранили стабильно работающую систему образования, её профессиональные кадры, но и имеем сегодня возможности для развития. Безусловно, меня радует, когда я вижу результат работы наших педагогов — он в детях, их успехах и победах.

Выпускники 2023 – какие они?

Шистко Степан: особую любовь и интерес проявляет к физике, химии и астрономии, 12 раз становился победителем и призёром муниципального этапа, 8 раз – победителем и призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 9 раз – победителем и призёром олимпиад из перечня Министерства науки и высшего образования РФ, 5 раз был участником смен по химии и физике в Образовательном центре Сириус, г. Сочи. Степан ещё и творческая личность, он прекрасно играет на электрогитаре, пишет стихи, с удовольствием готовит для всей семьи в редкие минуты отдыха, увлекается фотосъёмкой, особенно любит снимать пейзажи и людей.

Дмитриева Карина: личность творческая, интеллектуально одарённая, её особые успехи связаны с экологией и биологией, она 14 раз становилась победителем
и призёром муниципального этапа, 3 раза – победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, 5 раз – победителем и призёром научно-практических конференций краевого и федерального уровней. Карина обладает прекрасным голосом и выступает в составе известной в Дивногорске группы «Незнакомка», много и с огромным удовольствием читает, пишет стихи и обожает вязать крючком игрушки.

Дудник Макар: увлечён английским языком, на котором прекрасно говорит и пишет, читает произведения английских авторов на языке оригинала. Макар 8 раз становился победителем и призером муниципального этапа, 2 раза – победителем и 1 раз – призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку и это впервые в истории гимназического олимпиадного движения. Макар любит готовить изысканные десерты не только для своей семьи, но и для одноклассников, с огромным удовольствием занимается спортом
и стоит на руках.

Панова Дарья: увлечена историей, обществознанием и правом, она 13 раз становилась победителем и призёром муниципального этапа, 4 раза – призёром регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников, в 2023 году сразу по двум предметам. Даша любит танцевать, слушать восточную музыку, читать, читает она много и делает это с 4-х лет, зимой девушка на лыжне, а летом с удовольствием плавает.

Каримова Полина: мастер спорта по сноуборду, бронзовый призёр Чемпионата России. Полина показывает прекрасные результаты не только в спорте, но и в учёбе.
Любит активно отдыхать и путешествовать, Полина – заядлая туристка.

Конкурентоспособно ли по сравнению с другими муниципальными общеобразовательными учреждениями Красноярского края качество школьного образования в Дивногорске?


Алла Викторовна Дударева, директор гимназии №10 им. А.Е. Бочкина:
— О конкурентоспособности дивногорского образования в целом мне судить сложно, скажу о гимназистах. Наши воспитанники безусловно конкурентоспособны и не только на уровне края, но и на уровне Федерации. Выпускники гимназии поступают в самые престижные вузы страны, а победители и призёры олимпиад из перечня министерства науки и высшего образования РФ, обучаясь в 10-11 классах, зачастую получают приглашение сразу в несколько вузов, наши дети являются победителями конкурсных отборов в Образовательный центр «Сириус» г. Сочи, становятся лауреатами краевых именных стипендий, побеждают в престижных спортивных состязаниях страны и являются членами сборной края по разным видам спорта, побеждают во всероссийских творческих конкурсах, а по результатам Всероссийской Олимпиады школьников гимназия традиционно входит в десятку лучших образовательных организаций края, выводя г. Дивногорск на 3-5 место среди муниципальных образований.

С 2016 года гимназия, единственная в нашем городе, на основании мониторинга результативности и эффективности ежегодно включается в состав 32 школ, получающих дополнительное краевое финансирование специализированных классов. Конечно, своё имя и имя гимназии делают дети, которые умеют ставить цель и много трудиться для её достижения. Поэтому среди наших выпускников – кандидаты наук, известные предприниматели, замечательные врачи и учителя, достойные представители разных профессий. А про образование города могу отметить следующее: сегодня каждая школа Дивногорска имеет своё лицо, своё особенное направление развития и замечательна своими успехами. И это здорово!


Лариса Валерьевна Шиверновская, директор МБОУ СОШ №5:
– Я считаю, что уровень образования в Дивногорске находится на достойном уровне. Это доказывает тот факт, что наши выпускники после окончания школы могут реализовать свои жизненные планы и не имеют проблем с дальнейшим обучением в вузах или средних профессиональных учебных заведениях. В течение девяти или одиннадцати лет, которые ребёнок проводит в стенах школы, он себя пробует в разных начинаниях, а педагоги в свою очередь выстраивают свою работу, ориентируясь на ребёнка, чтобы тот мог корректировать свои желания в соответствии с возможностями.

Мы, педагоги, учим наших детей ставить перед собой цели, анализировать ситуацию, иметь запасные варианты и, в большинстве случаев, все наши выпускники реализуются в жизни. Траектория взросления и профессионального самоопределения у каждого школьника своя, индивидуальная. Ребёнок осуществляет пробы в разных направлениях и соотносит свои успехи со своими желаниями. С опытом выбор ребёнка и его предпочтения могут меняться в разном возрасте. И дальнейший профессиональный и жизненный путь у каждого свой, индивидуальный!


Марина Владимировна Метёлкина, директор МБОУ СОШ №7 им. В.П. Астафьева:
— Я, как директор, вижу задачу школы в том, чтобы в первую очередь научить человека быть человеком, привить общечеловеческие ценности. Как говорил наш Виктор Петрович Астафьев: «Пока человек жив, он должен и обязан творить добро, и чем больше он его сотворит, чем яростней будет устремлён к нему, тем меньше места на земле останется злу». Да, показатель поступления в вуз он, может, и важен, но для меня важнее, что наши дети, окончив школу, выходят из её стен с набором определённых ценностей — человечностью, чувством сопереживания, готовностью помочь близкому или незнакомому, любовью к трудолюбию, порядочностью, отзывчивостью.

Мы гордимся нашими добровольцами и поисковиками, которые занимаются деятельностью во благо общества и России. Я и мои коллеги гордимся тем, что мы можем привить детям эти качества и в этом наша конкурентоспособность. Да, есть более материально обеспеченные, по сравнению с нашей, школы. Но материальные блага не имеют смысла, если не привиты духовные и нравственные ценности. Да, материальное обеспечение важно, потому что технический прогресс не стоит на месте, и мы должны соответствовать духу времени. Но в учебном процессе важнее всего роль учителя, который на каждом уроке должен ребёнку эти ценности вкладывать в голову.